«Генрих Бёлль: «Путник,
придёшь когда в Спа…»
ИЛИ
«Война – глазами молодого немецкого
солдата»
(два урока литературы в 9
классе)
# уроки литературы #кинбург
Ключевой мотив рассказа –
«мёртвые и остальные» -
как трагедия человека, находящегося между жизнью и смертью
ЦЕЛИ: на основании анализа композиции, сюжета
раскрыть особенности отношения автора к антигуманной идеологии нацизма;
проследить
функцию оборванной цитаты в рассказе;
развивать
навыки сопоставления, обобщения анализа текста.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; таблицы;
тексты рассказа; тетради по литературе; на доске – цитата:
«Путник, придёшь когда в Спарту, поведай
народу,
что видел лежащими здесь нас, как
закон повелел всем спартанцам».
(Домашнее
задание к уроку: перечитать рассказ; проанализировать эпизод узнавания цитаты,
написанной рукой героя рассказа на доске; определить роль этого эпизода в общем
контексте произведения, индивидуальные задания - проекты.)
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап
2.
Постановка целей и задач урока
3.
Вступительное слово учителя
Имя немецкого писателя Генриха Бёлля по праву оказалось в ряду великих
писателей-гуманистов ХХ века, потому что
гуманизм не имеет национальности, общечеловеческие нравственные ценности
объединяли и объединяют самых разных людей, а «художественное слово» великого
писателя одинаково необходимо всем, кто обращается к миру литературы.
Задача нашего урока – понять и почувствовать антивоенный пафос
произведения, убедиться в том, что нравственно – эстетическая позиция Бёлля в
нём опирается на общечеловеческие нравственные ценности, что именно активное
неприятие войны определяет гуманистическую направленность одного из самых
известных рассказов в немецкой
послевоенной литературе – «Путник, придёшь когда в Спа…»
4. Работа над темой урока. Постановка проблемного вопроса:
С точки зрения гуманизма человек – наивысшая ценность.
- А что, по- вашему, самое важное для человека?
- Какие ценности человеческой жизни вы можете назвать?
(составление таблицы, запись в тетрадях и на доске – левая сторона)
Ценности: жизнь, здоровье, любовь, чувства, мечты (будущее),
деньги, память, доброта, достоинство – все эти ценности гуманизма.
- Сохраняет ли война эти ценности?
- На какие две категории война разделяет людей?
- Каково первое слово, которое воспринимает герой рассказа?
(учащиеся работают с текстом, делая записи в правой стороне таблицы)
Реалии: «мертвецы»; «мёртвые и остальные»;
калека; не успел встретить свою любовь и вряд ли сможет это сделать; сердце
молчит, только боль; лишённый будущего; жизнь, счастье для него не существуют,
не являются ценностью; память изменяет, существует фрагментарно; ему
сочувствуют Биргелер и доктор; герой не знает, ради чего он жил и за что он
умрёт – всё это антигуманизм.
5.
Аналитическая беседа
- какой период охватывают события, описанные в рассказе?
- что произошло со временем в жизни юноши?
- имеет ли прошлое окраску?
- какова роль детализации при описании помещений гимназии?
- на каких идеалах воспитывалась молодёжь?
- как вы думаете, какова роль античных образцов в формировании
истинного арийца?
6.
Коллективная работа над составлением
опорной схемы
Человек всегда живёт в трёх временных измерениях: прошлом, настоящем и
будущем. Давайте выясним, что помнит герой из прошлого, как он осознаёт
настоящее и есть ли у героя будущее.
7.
Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Формулу античных ценностей фашизм превратил в идею фикс. Патриотизм в
Германии заменили расизмом, нацизмом, шовинизмом.
Расизм – деление наций на «высшие» и
«низшие» по физическому и психическому принципу. Теория расизма доказывает, что
«высшие» расы должны господствовать над «низшими».
Нацизм – разновидность политической
идеологии, по которой в Германии было провозглашено право истинных арийцев на
всемирное господство (фашистское движение в Германии).
Шовинизм – агрессивная форма национализма,
которая исповедует исключительность, противостояние интересов одной нации
другим, национальную вражду.
8.
Комментарий учителя
Как мы знаем в финале рассказа, страшное ранение превратило героя в
беспомощного калеку: у него нет обеих рук и правой ноги. В данном случае
трагизм усугубляется тем, что рассказчик – юноша, почти мальчик, всего лишь три
месяца назад бывший одним из многих учеников той самой гимназии, которая
превращена сейчас в «мёртвый дом» - госпиталь. «Двойное узнавание» - родной
гимназии и правды о своём ранении – не только не вносит успокоения в душу
героя, а, наоборот, окончательно раскрывает перед ним весь ужас его нынешнего
положения, всю его безнадёжность.
9.
Исследовательская работа в группах
Первая – что же видели глаза героя рассказа и что чувствовала его душа?
(по домашнему заданию).
Вторая - проанализировать эпизод узнавания цитаты, написанной рукой героя
рассказа, определить роль этого эпизода
в общем контексте произведения (из домашнего задания).
Третья – раскройте роль прерванной цитаты в рассказе Бёлля «Путник,
придёшь когда в Спа…»
10.
Заключительное слово учителя
Итак, в этом рассказе существует как бы «двойная оптика» - мы видим
действительность глазами юноши, несправедливо лишённого права выбора, несправедливо
обречённого на бессмысленную смерть, - и немного шире – взглядом Бёлля, о чём
свидетельствуют подтекст, композиция, символы, метафоры, которые использует
автор.
Что же ожидает тех, кто уже никогда не сможет дописать на школьной доске
вроде бы самую обычную, но в контексте произведения имеющую глубочайший смысл
фразу из древней истории, из тех времён, когда люди, отдавшие жизнь за родину,
не мучились размышлениями, от которых некуда деться герою Бёлля: «Ушёл на фронт
из школы и пал за… Но я ещё не знал, за что…».
Может быть, именно то, что сам герой, ещё живой, причисляет себя к
«павшим», и есть самое страшное обвинение войне?
11.
Домашнее задание
Тема Второй мировой войны продолжается.
Следующий автор – А.Т.Твардовский и его поэзия о войне. Познакомиться с
его биографией.
Выразительное чтение стихотворений: «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Сыну погибшего воина», «Их памяти», «В тот день, когда окончилась война»
(одно из них выучить наизусть)
Генрих Бёлль. «Путник, придёшь когда
в Спа…»
УРОК ПЕРВЫЙ
ТЕМА: Генрих Бёлль: страницы
биографии, значение его творчества
в мировой литературе. Рассказ
«Путник, придёшь когда в Спа…»
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с основными фактами биографии писателя и его творчеством;
- раскрыть образ главного героя рассказа как человека без будущего;
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
- воспитывать неприятие войны как антигуманного явления.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; тетради, учебники,
тексты рассказа; таблица.
(Домашнее задание к уроку: мини-проекты; прочитать рассказ.)
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап.
2.
Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
3.
Вступительное слово учителя (презентация проекта учителя)
Все мы рождены в ХХ столетии, в этот необыкновенный век, оглушивший мир
величайшими испытаниями, войнами и революциями, потрясениями и утратами, но
несмотря ни на что сохранивший человеческое в Человеке. И начать наш урок мне
хотелось бы с эпиграфа – стихотворения поэта Расула Гамзатова:
Двадцатый век сурово хмурит брови,
Мы дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.
Двадцатый век устало щурит веки,
Мы дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.
Заслушивание индивидуального задания
«Мировая литература ХХ века»
4. С особой
остротой в произведениях русской и мировой литературы ХХ века звучит тема
Второй мировой войны. Одним из первых начал писать о ней правдиво, без
идеологических наслоений Генрих Бёлль. Это о нём можно сказать словами русского
поэта А.Т.Твардовского:
…Я об одном
при жизни хлопочу:
О том, что
знаю лучше всех на свете,
Сказать
хочу. И так, как я хочу.
Заслушивание индивидуальных заданий:
- Генрих Бёлль –известный немецкий
писатель – «литературный посол», «голос немого поколения».
- «Группа – 47» - правда без прикрас.
- Об особенностях ранних рассказов
Г.Бёлля.
5.
Словарная
работа
фашизм – политическое течение, выражающее
интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов буржуазии.
нацизм – германский фашизм.
Вермахт – название вооружённых сил фашистской
Германии в 1935 – 1945 гг.
диссидент – инакомыслящий человек, не
согласный с господствующей идеологией.
гитлерюгенд – национал-социалистическое
молодёжное движение в 1926-1945 гг, участники которого агитировали за приход к
власти сил, поддерживающих Гитлера.
6. Беседа по первичному восприятию и
пониманию художественного произведения
Служба в
армии и участие во Второй мировой войне стали для Бёлля периодом становления
личности, происходившего в условиях, далёких от гуманизма и нравственности. И
вместе с тем, как признавался позднее сам Бёлль, именно эти годы стали
определяющими для формирования его личности, его писательской позиции.
Вопросы учащимся:
- Какое
впечатление произвело на вас первое знакомство с рассказом Г.Бёлля «Путник, когда придёшь в Спа…»?
- Где и
когда происходит действие рассказа?
- От чьего
имени ведётся повествование?
- Кто же он
– главный герой рассказа?
- Понимает
ли герой, что с ним случилось и где он находится сейчас?
-Вас не
удивила путаница в высказывании мыслей героя? Чем это обусловлено?
- Какой
художественный приём лежит в основе рассказа?
Антитеза - противопоставление
7.
Домашнее задание:
В тетрадях
учащиеся чертят таблицу для заполнения её дома (Что видели глаза героя и что
чувствовала его душа?)
Перечитать
рассказ.
Проанализировать
эпизод узнавания цитаты, написанной рукой героя рассказа, определить роль этого
эпизода в общем контексте произведения.
8.
Подведение итогов урока.
презентация к уроку
https://drive.google.com/file/d/16VcuGs-7FRYTZmZTWjBnnBHm-Vc0HPOG/view?usp=sharing
Немає коментарів:
Дописати коментар