неділя, 11 листопада 2018 р.

Генрих Бёлль: «Путник, придёшь когда в Спа…»


 «Генрих Бёлль: «Путник, придёшь когда в Спа…»
                                     ИЛИ
«Война – глазами молодого немецкого солдата»
                (два урока литературы в 9 классе)

# уроки литературы #кинбург
               
Ключевой мотив рассказа – «мёртвые и остальные» -

   как трагедия человека, находящегося между жизнью и смертью

ЦЕЛИ:  на основании анализа композиции, сюжета раскрыть особенности отношения автора к антигуманной идеологии нацизма;
проследить функцию оборванной цитаты в рассказе;
развивать навыки сопоставления, обобщения анализа текста.
 Оборудование: проектор, компьютер, экран; таблицы; тексты рассказа; тетради по литературе; на доске – цитата:
                    «Путник, придёшь когда в Спарту, поведай народу,
           что видел лежащими здесь нас, как закон повелел всем спартанцам».
(Домашнее задание к уроку: перечитать рассказ; проанализировать эпизод узнавания цитаты, написанной рукой героя рассказа на доске; определить роль этого эпизода в общем контексте произведения, индивидуальные задания - проекты.)
                                                             ХОД УРОКА
 1.     Организационный этап
2.     Постановка целей и задач урока
3.     Вступительное слово учителя
Имя немецкого писателя Генриха Бёлля по праву оказалось в ряду великих писателей-гуманистов  ХХ века, потому что гуманизм не имеет национальности, общечеловеческие нравственные ценности объединяли и объединяют самых разных людей, а «художественное слово» великого писателя одинаково необходимо всем, кто обращается к миру литературы.
Задача нашего урока – понять и почувствовать антивоенный пафос произведения, убедиться в том, что нравственно – эстетическая позиция Бёлля в нём опирается на общечеловеческие нравственные ценности, что именно активное неприятие войны определяет гуманистическую направленность одного из самых известных  рассказов в немецкой послевоенной литературе – «Путник, придёшь когда в Спа…»
4.     Работа над темой урока. Постановка проблемного вопроса:
С точки зрения гуманизма человек – наивысшая ценность.
- А что, по- вашему, самое важное для человека?
- Какие ценности человеческой жизни вы можете назвать?
(составление таблицы, запись в тетрадях и на доске – левая сторона)
 Ценности: жизнь, здоровье, любовь, чувства, мечты (будущее), деньги, память, доброта, достоинство – все эти ценности гуманизма.
- Сохраняет ли война эти ценности?
- На какие две категории война разделяет людей?
- Каково первое слово, которое воспринимает герой рассказа?
(учащиеся работают с текстом, делая записи в правой стороне таблицы)
Реалии: «мертвецы»; «мёртвые и остальные»; калека; не успел встретить свою любовь и вряд ли сможет это сделать; сердце молчит, только боль; лишённый будущего; жизнь, счастье для него не существуют, не являются ценностью; память изменяет, существует фрагментарно; ему сочувствуют Биргелер и доктор; герой не знает, ради чего он жил и за что он умрёт – всё это антигуманизм.
5.     Аналитическая беседа
- какой период охватывают события, описанные в рассказе?
- что произошло со временем в жизни юноши?
- имеет ли прошлое окраску?
- какова роль детализации при описании помещений гимназии?
- на каких идеалах воспитывалась молодёжь?
- как вы думаете, какова роль античных образцов в формировании  
  истинного арийца?
6.     Коллективная работа над составлением опорной схемы
Человек всегда живёт в трёх временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Давайте выясним, что помнит герой из прошлого, как он осознаёт настоящее и есть ли у героя будущее.
7.     Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Формулу античных ценностей фашизм превратил в идею фикс. Патриотизм в Германии заменили расизмом, нацизмом, шовинизмом.
Расизм – деление наций на «высшие» и «низшие» по физическому и психическому принципу. Теория расизма доказывает, что «высшие» расы должны господствовать над «низшими».
Нацизм – разновидность политической идеологии, по которой в Германии было провозглашено право истинных арийцев на всемирное господство (фашистское движение в Германии).
Шовинизм – агрессивная форма национализма, которая исповедует исключительность, противостояние интересов одной нации другим, национальную вражду.
8.     Комментарий учителя
Как мы знаем в финале рассказа, страшное ранение превратило героя в беспомощного калеку: у него нет обеих рук и правой ноги. В данном случае трагизм усугубляется тем, что рассказчик – юноша, почти мальчик, всего лишь три месяца назад бывший одним из многих учеников той самой гимназии, которая превращена сейчас в «мёртвый дом» - госпиталь. «Двойное узнавание» - родной гимназии и правды о своём ранении – не только не вносит успокоения в душу героя, а, наоборот, окончательно раскрывает перед ним весь ужас его нынешнего положения, всю его безнадёжность.
9.     Исследовательская работа в группах
Первая – что же видели глаза героя рассказа и что чувствовала его душа? (по домашнему заданию).
Вторая - проанализировать эпизод узнавания цитаты, написанной рукой героя рассказа, определить роль этого  эпизода в общем контексте произведения (из домашнего задания).
Третья – раскройте роль прерванной цитаты в рассказе Бёлля «Путник, придёшь когда в Спа…»
10.                        Заключительное слово учителя
Итак, в этом рассказе существует как бы «двойная оптика» - мы видим действительность глазами юноши, несправедливо лишённого права выбора, несправедливо обречённого на бессмысленную смерть, - и немного шире – взглядом Бёлля, о чём свидетельствуют подтекст, композиция, символы, метафоры, которые использует автор.
Что же ожидает тех, кто уже никогда не сможет дописать на школьной доске вроде бы самую обычную, но в контексте произведения имеющую глубочайший смысл фразу из древней истории, из тех времён, когда люди, отдавшие жизнь за родину, не мучились размышлениями, от которых некуда деться герою Бёлля: «Ушёл на фронт из школы и пал за… Но я ещё не знал, за что…».
Может быть, именно то, что сам герой, ещё живой, причисляет себя к «павшим», и есть самое страшное обвинение войне?
11.                       Домашнее задание
Тема Второй мировой войны продолжается.
Следующий автор – А.Т.Твардовский и его поэзия о войне. Познакомиться с его биографией.
Выразительное чтение стихотворений: «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Сыну погибшего воина», «Их памяти», «В тот день, когда окончилась война» (одно из них выучить наизусть)

 Генрих Бёлль. «Путник, придёшь когда в Спа…»
                                                           УРОК  ПЕРВЫЙ
   ТЕМА:  Генрих Бёлль: страницы биографии, значение его творчества
                 в мировой литературе. Рассказ «Путник, придёшь когда в Спа…»
     ЦЕЛИ:
  • познакомить учащихся с основными фактами биографии писателя и его творчеством;
  • раскрыть образ главного героя рассказа как человека без будущего;
  • совершенствовать навыки анализа литературного произведения;
  • воспитывать неприятие войны как антигуманного явления.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран; тетради, учебники, тексты рассказа; таблица.

(Домашнее задание к уроку: мини-проекты; прочитать рассказ.)

                                                                 ХОД  УРОКА
 1.     Организационный этап.
2.     Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3.     Вступительное слово учителя (презентация проекта учителя)
Все мы рождены в ХХ столетии, в этот необыкновенный век, оглушивший мир величайшими испытаниями, войнами и революциями, потрясениями и утратами, но несмотря ни на что сохранивший человеческое в Человеке. И начать наш урок мне хотелось бы с эпиграфа – стихотворения поэта Расула Гамзатова:
Двадцатый век сурово хмурит брови,
Мы дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.
Двадцатый век устало щурит веки,
Мы дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.
Заслушивание индивидуального задания «Мировая литература ХХ века»
 4.   С особой остротой в произведениях русской и мировой литературы ХХ века звучит тема Второй мировой войны. Одним из первых начал писать о ней правдиво, без идеологических наслоений Генрих Бёлль. Это о нём можно сказать словами русского поэта А.Т.Твардовского:
…Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Заслушивание индивидуальных заданий:
- Генрих Бёлль –известный немецкий писатель – «литературный посол», «голос немого поколения».
- «Группа – 47» - правда без прикрас.
- Об особенностях ранних рассказов Г.Бёлля.
5.  Словарная работа
фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов буржуазии.
нацизм – германский фашизм.
Вермахт – название вооружённых сил фашистской Германии в 1935 – 1945 гг.
диссидент – инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией.
гитлерюгенд – национал-социалистическое молодёжное движение в 1926-1945 гг, участники которого агитировали за приход к власти сил, поддерживающих Гитлера.
6. Беседа по первичному восприятию и пониманию художественного произведения
Служба в армии и участие во Второй мировой войне стали для Бёлля периодом становления личности, происходившего в условиях, далёких от гуманизма и нравственности. И вместе с тем, как признавался позднее сам Бёлль, именно эти годы стали определяющими для формирования его личности, его писательской позиции.
Вопросы учащимся:
- Какое впечатление произвело на вас первое знакомство с рассказом        Г.Бёлля «Путник, когда придёшь в Спа…»?
- Где и когда происходит действие рассказа?
- От чьего имени ведётся повествование?
- Кто же он – главный герой рассказа?
- Понимает ли герой, что с ним случилось и где он находится сейчас?
-Вас не удивила путаница в высказывании мыслей героя? Чем это обусловлено?
- Какой художественный приём лежит в основе рассказа?
Антитеза  - противопоставление
7.  Домашнее задание:
В тетрадях учащиеся чертят таблицу для заполнения её дома (Что видели глаза героя и что чувствовала его душа?)
Перечитать рассказ.
Проанализировать эпизод узнавания цитаты, написанной рукой героя рассказа, определить роль этого эпизода в общем контексте произведения.
8.  Подведение итогов урока.


презентация к уроку
https://drive.google.com/file/d/16VcuGs-7FRYTZmZTWjBnnBHm-Vc0HPOG/view?usp=sharing


Немає коментарів:

Дописати коментар