четвер, 21 листопада 2019 р.

Путешествие «знатоков» по роману Жюль Верна «Дети капитана Гранта»

#школьная #литература #урок

Путешествие «знатоков»
по роману Жюль Верна «Дети капитана Гранта»
Урок-путешествие
            Самостоятельное чтение романа. Подготовка к уроку внеклассного  чтения ( можно провести встречу «знатоков» как внеклассное мероприятие; команды могут быть сформированы на базе одного класса или между классами).
Цель: развитие читательского интереса учащихся; воспитание культуры чтения; восприятие текста и работа с текстом; умение сформулировать вопрос команде – сопернику и дать точный, исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Межпредметная связь: география, литература, история, информатика.
Оборудование: видео-аппаратура, портрет писателя,  выставка призведений Жюль Верна, карты команд – участниц путешествия, иллюстрации к роману, бумага и ручки.
Домашние задания командам:
1.     Составить карту путешествия брига «Дункан».
2.     Составить карту продвижения путешественников по морю и по суше.
3.     Составить вопросы команде - сопернику (по 5 вопросов).
4.     Подготовить видео-презентацию  «Жюль Верн и его творчество» (5-7 минут).

 (Карты и диски представить членам жюри до начала встречи)

Ход  встречи – путешествия «знатоков»

І. Вступительное слово учителя. Представление команд и их капитанов. Ознакомление с ходом и правилами встречи-путешествия. Жюри оценивает активность команды и личное участие каждого отвечающего. При подведении итогов учитывается мнение капитана о личном участии своих товарищей.
ІІ. Презентация видио-материалов (12 баллов команде и авторам проектов)
ІІІ. Разминка (скорость и правильный ответ – 1 балл команде и давшему правильный ответ)
Вопросы для разминки (по роману):
1.     Когда происходили события, описанные в романе? (26 июля 1864 г.)
2.     Как называлась яхта, давшая начало путешествию? («Дункан»)
3.     Хищная рыба - один из видов акул - встретилась отдыхающим на яхте называлась…? (рыба-молот)
4.     Какая традиция существует на кораблях при ловле акул и почему? (исследуется желудок акулы – она, хищная и неразборчивая, заглатывает всё)
5.     Что обнаружили моряки в желудке этой акулы? (бутылку)
6.     Что оказалось в бутылке? (три документа)
7.     На каком языке были написаны документы? (на английском, немецком, французском языках)
8.     О чём сообщалось в найденных документах? (о кораблекрушении)
9.     Когда и где произошло кораблекрушение? (7 июня 1862 г.; южные моря Патагонии, широта 37 градусов 11 минут)
10.                       Как называлось судно, потерпевшее кораблекрушение? («Британия», порт приписки – Глазго, капитан Грант)
11.                       О скольких спасшихся идёт речь в документе? (о трёх: капитана и двух матросов)
ІV. Соревнования команд “Пинг-понг» (команды задают вопросы друг другу по подготовке к путешествию; вопрос – 1 балл, ответ – 1 балл):
1.     Кому принадлежала яхта «Дункан»? (лорду Гленарвану)
2.     Что представляло собой судно «Дункан»? (двухмачтовый бриг, он мог двигаться под парусами и имел паровую машину в 160 лошадиных сил)
3.     Чья была идея отправиться в кругосветное путешествие на «Дункане»? (леди Элен)
4.     Из скольких человек состояла команда «Дункана» (из 25)
5.     Назовите детей капитана Гранта и их возраст  (дочь Мэри, 16 лет; сын Роберт – 12 лет)
6.     Как дети узнали о кораблекрушении своего отца? (из статьи, помещённой в газете «Таймс»)
7.     Почему Мэри непременно хотела увидеть найденные документы? (хотела убедиться в их подлинности, надеялась узнать почерк своего отца)
8.     Почему правительство  отказалось отправлять экспедицию на поиски потерпевших кораблекрушение? ( экспедиция была дорогостоящей, безнадёжной)
9.     В качестве кого были взяты на корабль дети капитана Гранта? (Мэри – пассажирка, Роберт – член экипажа)
V. Узнай героя по описанию, подбери иллюстрацию с его изображением (правильный ответ – 2 балла)
       1. О ком это сказано: «…он был знатоком своего дела, ему было 30 лет, он успел совершить несколько дальних плаваний, энергичен и хладнокровен, ему было поручено…?» (речь идёт о капитане «Дункана» Джоне Манглсе)
       2. «Ему было 32 года; он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами; он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным». (речь идёт о лорде Эдуарде Гленарване)
      3.  «Он был отваждным моряком, прекрасно знавшим своё дело. Будучи одновременно и и опытным мореплавателем и опытным купцом, он объединял таким образом в себе дарования, необходимые для шкипера морского флота. Жил он в Шотландии…» (речь идёт о капитане Гранте)
     4.  «Она не принадлежала к дворянскому роду, но была чистокровной шотландкой. Прелестная, мужественная, самоотверженная девушка. Ей было 22 года. Блондинка с голубыми глазами. Фермеры и слуги готовы были отдать за неё жизнь, называли её «наша добрая госпожа из Люсс» (речь идёт об Элен, жене лорда Гленарвана)
    5.  «Это был мужчина 50-ти лет с правильными, спокойными чертами лица, дисциплинированный; он слыл за человека с прекрасным, ровным характером: скромный, молчаливый, мирный и добродушный, всегда готовый пойти, куда его посылают, всегда во всём согласный, никогда не спорящий, не теряющий хладнокровия… (речь идёт о майоре Мак-Набсе)
    6.  «Он был старым моряком, заслуживающим полного доверия, на «Дункане» он был помощником капитана (Том Остин)
    7.  «Её красивое, немного утомлённое лицо, её глаза, видимо пролившие уже немало слёз, её грустное, но не робкое выражение лица, её бедная, но опрятная одежда – всё располагало в её пользу» (речь идёт о дочери капитана Гранта мисс Мэри)
    8.  Стюард и горничная на «Дункане» ? (мистер и миссис Олбинет – муж и жена)
     9. «Это был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный. Лицо у него было умное и весёлое. Непринуждённость, милая бесцеримонность незнакомца – всё говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее» (Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества)
VI.  Путешествие по карте соперника «Миля за милей»
(Команда изучает карту соперника «По морю» и «По суше», даёт оценку по 12-тибальной системе, вносит поправки)
VII.  Вопросы болельщикам «Деталь»:
1.      Сколько путешествий совершил Колумб к берегам Америки (по словам Паганеля)? (четыре)
2.     В каком по счёту кармане нашёл Паганель свои часы, когда его попросили уточнить время на «Дункане»? (в 9-м кармане)
3.     Какой язык начал изучать Паганель на маршруте? (испанский)
4.     По мнению Паганеля, что мешало ему в овладении языком? (произношение)
5.     Когда выяснилось, что местные жители не понимают Паганеля, то оказалось, что он изучал… язык (португальский)
6.     Кто такие гаучо? (пастухи – индейцы)
7.     Какую хищную птицу называли индейцы царём гор? (птица кондор)
8.     Как объясняет проводник – патагонец наличие многочисленных скелетов и костей животных в пампасах? (пожары от жары, пересыхание водоёмов, молнии)
 (после оценки карты соперника, один из команды – географ - объясняет ошибку, если она есть, и передаёт карту в жюри)
VIII.  Вопросы юным географам:
1.     Первое уточнение Паганелем маршрута капитана Гранта? (он в плену у индейцев; бутылка была брошена в реку и вынесена в океан; следует высадиться на берег и идти вглубь материка)
2.     На территории какой страны совершили свой переход путешественники? (Чили)
3.     К каким горам продвигались путешественники? (от Кордильер к Андам)
4.     Где в это время был «Дункан»? (курсировал вдоль берега Атлантического океана по Могиланову проливу)

IX.  «Моя память меня не подведёт». Вспомнить и написать: с какими трудностями и опасностями встретились путешественники на первом (одной команде), на втором этапе (второй команде) переходов по суше (работают команды, листочки передают в жюри, каждый правильный ответ – один балл, ответы зачитываются вслух и болельщики команд дополняют ответы, за каждое дополнение – балл команде и лично)
Ответы:
1-й переход – движение по склонам вулкана, попали в болото, землетрясение, погонщик мулов отказался вести путешественников дальше, разряжённый горный воздух способствовал головокружению, сердечной недостаточности, кровоточению дёсен, снег слепил глаза, новый толчок землетрясения отбросил Роберта в сторону и птица – кондор унесла его в своё гнездо. Мальчик был спасён выстрелом в птицу неизвестным, новый толчок помог скатиться путникам с горы в ущелье, по которому они вышли в долину ( 8 баллов);
2-й переход – жара, выжженные степи, пересохшие водоёмы, нападение «красных волков» (агуаров) и спасение, гражданская война, встреча с Айртоном, новая поправка в маршруте путешественников;
дополнительно (второй команде): кто такие «красные волки» и как удалось спастись путникам от их преследования (патагонец убил вожака и разжёг костёр у входа в пещеру, Роберт на коне индейца выскочил из загона и увлёк за собой стаю) – 1 балл;
почему Роберт решился на отчаянный поступок – увести стаю волков от загона (во имя спасения дорогих ему людей: чувствовал себя обязанным патагонцу за своё спасение от кондора, Гленарван не должен был рисковать собой ради спасения его отца) – 1 балл.

Х. Конкурс капитанов команд «Самый умный»
1. Номер каюты, которую заказывал для себя на «Шотландии» Паганель? (№6)
2. Как назывался научный труд, над которым работал Паганель после первого этапа своего путешествия? («Необычайные впечатления географа в аргентинских пампах»)
3. Как долго длилось кругосветное путешествие  в поисках капитана Гранта? (отплытие «Дункана» из Глазго 25 августа 1864 г., возвращение – 9 мая 1865 г., т.е. 8 месяцев и 16 дней)
4. Сколько мореплавателей, по словам Паганеля, исследовали прибрежные и внутренние области Австралии с 1606 по 1862 г.г.? (более 50 человек)
ХI.  Письменное задание командам «Победитель»
1.     Перечислить приключения путешественников при переходе через Австралию (ссыльные англичане – 29 беглых каторжников ограбили поезд, что затруднило передвижение путешественников; выведены из строя лошади, поломались экипажи, быки не могли пройти через перевал, группа оказалась у туземцев – обезьян, ливневые дожди, перестрелка и раскрытие тайны Айртона)
2.     Перечислить действия Айртона (войти в доверие группы и войти в её состав; ознакомиться с возможностями «Дункана»; быть в курсе планов путешественников; плохо подковать лошадей, чтобы вывести группу из строя; сменить маршрут группы в целях предосторожности из-за нападения и ограбления поезда; сменить курс «Дункана»; покинуть группу и завладеть судном – превратить его в пиратское, напал на гонца, овладел письмом и лошадью; пираты сожгли мост)
ХII. Конкурс «Самый умный» среди болельщиков («Мяч»)
1.      Кому принадлежала фраза: «Сэр, не теряйте надежды: если капитан Грант жив, то он находится в Австралии»? (Айртону)
2.     За кого выдал себя Айртон? (за матроса с «Британи», которого сбила волна с палубы)
3.     Кем оказался Айртон? (Бэном Джойсом, каторжником)
4.     Кто догадался об этом? (майор)
5.     Что вызвало подозрения майора в Айртоне? (стремление миновать города и населённые пункты, настойчивое желание вызвать «Дункан» на восточное побережье, загадочная гибель ему подопечных животных, несколько фраз Айртона с кузнецом о трёхлистнике на подковах лошадей и яде, в разговоре трёх людей в лесу ночью Айртона назвали Бэном Джойсом)
6.     Чем закончился переход через Австралию? (разочарование в полном безуспешном поиске капитана Гранта и утратой «Дункана»)
7.     Имя капитана Гранта? (Гарри)

XIII. Пока жюри подводит итоги конкурсов, учащиеся смотрят заключительные фрагменты художественного фильма «Дети капитана Гранта» -встречу путешественников с капитаном Грантом и их возвращение на родину.
XIV. Подведение итогов встречи – путешествия знатоков романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»:
«Лучшая команда знатоков»
«Лучший капитан»
«Лучший болельщик»
«Самый внимательный читатель»
«Лучший географ – путешественник»
«Лучший иллюстратор романа»
«Лучшая презентация «Жюль Верн и его творчество»

                                                                            Таблица брейн-ринга
                                                            Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
1.     Домашнее задание
команда
презентация
карта
иллюстрации
итоги
1
«Дункан»




2
«Бретань»




3






2.      Брейн-ринг
Вид конкурса
Команды
Капитан
Болельщики
Читатель

1
Презентация
1
2




2
Разминка
1
2




3
Пинг-понг
1
2




4
Узнай героя
1
2




5
Путешествие по карте
1
2




6
Деталь
1
2




7
По памяти
1
2




8
Самый умный (капитан)
1
2




9
Вопрос на засыпку (команде)
1

2




10
Вопрос на засыпку (болельщикам)
1

2












Итоги
1
2





место
1
2






Немає коментарів:

Дописати коментар