четвер, 21 листопада 2019 р.

Война миров



#урок
 #сценарий
  #литература
 
ГЕРБЕРТ  УЭЛЛС – великий английский 
писатель-фантаст  и  его роман    "ВОЙНА  МИРОВ"
                (бинарный урок литература – астрономия)

ЦЕЛЬ
 Литература:
           -   развитие читательского интереса старшеклассников (от бестселлера  - к классике);
            -  умение соединять реальное и фантастику;
            -  помочь усвоить понятие научно-фантастического жанра в литературе.
Астрономия:
            -  закрепить понятие «космос» и его освоение;
            -  противостояние планет, явление метеоритов, земное притяжение, природные
                катаклизмы на земле с точки зрения физики и астрономии.
Общая цель:  обсудить проблемы взаимодействия природы и человека.
ТИП УРОКА:  урок – конференция.
ОБОРУДОВАНИЕ:  портрет писателя, тексты романа, видео-фильм; фото планеты Марс, противостояние планет, метеоритов;  выставка книг Герберта Уэллса.
ЗАДАНИЯ К УРОКУ:
литература (всему классу) - биография писателя, прочитать роман,
                       домашнее сочинение «Мой читательский выбор»  – фантастика (?);
астрономия (индивидуально)
1.      Планета Марс гипотезы и реальность,
2.      Противостояние планет,
3.       Природа метеоритов и звёздных дождей,
4.      Сила тяготения на Марсе и на Земле
Оформление доски: портреты писателей-фантастов, выставка книг, эпиграф:

                                                                                      «Спасение – в природе.
                                                                                      Поймёт ли это когда-нибудь человек?!
                                                                                      В природе, а не в цивилизации!»
                                                                                                                                                     Г.Уэллс
                                                                 
                                                                       ХОД  УРОКА

Учитель литературы.  Фантастика, научно-фантастический жанр – один из наиболее распространённых и читаемых.
1.      Анализ ученических сочинений «Мой читательский выбор» (зачитываются отрывки наиболее удачных работ).
2.      Фронтальная беседа о писателях-фантастах и их произведениях.
3.      Запись в тетрадях по литературе: тема урока;
словарная работа (фантастика, научно-фантастический жанр как вид художественной литературы)
4.      Опрос учащихся по домашнему заданию по литературе:

                              -  биография писателя,
                               - творчество писателя,  
                               - история создания романа «Война миров»

                                                     Обобщение учителя литературы

 Герберт Уэллс завоевал себе славу именно как писатель-фантаст. Его герои – учёные, конструкторы, самозабвенно преданные науке, осуществляющие дерзновенные замыслы. Один создаёт машину времени, чтобы отправиться на ней в прошлое или унестись в будущее. Другой придумывает способ сделать невидимой живую материю. Третий изобретает вещество, помогающее преодолеть земное притяжение, и летит на Луну.
 У  Герберта Уэллса был талант так убедительно рассказывать о невероятном, что читатели воспринимали это невероятное как правду. Противоречия социальной жизни и неблагоустроенность нашей планеты глубоко волновали писателя. «Вырождение»  людей в беспомощных ничтожеств («элою», «марлоки»). Писателя волновали как научные проблемы, так и социальные последствия технического прогресса. Он показывал, что научные открытия часто используются в разрушительных целях. В его фантазиях возникли образы существ, обладающих жестоким умом и создающих технику, которая несёт с собой только смерть и разрушения.

Учитель астрономии.  Роман «Война миров» появился в потоке произведений, порождённых сенсационными успехами известного французского астронома и популяризатора научных открытий Камила Фламмариона.  В его книге «Планета Марс» доказывалось, что на Марсе обитают разумные существа.
 Но почему Марс? В романе упоминаются такие астрономические явления, как «противостояние планет», «метеоритные дожди», «земное притяжение». Попытаемся раскрыть значение этих понятий и установить, насколько они достоверно воплощены в романе:
1.      просмотр видиофрагментов и фотоматериалов по астрономии;
2.      сообщения учащихся (индивидуальные задания).

                             Обобщения учителя астрономии

Мы видим, что Герберт Уэллс действительно стремится не только к наибольшей реалистичности описаний, но и обосновывает всё происходящее с научной точки зрения. Научные идеи положены также в основу описания марсиан. Идея бесколёсного механизма, двигателя, подобного мускулатуре, «тепловой луч» и другие идеи порождают вопросы, поставленные на повестку дня современной техникой, либо уже воплощены в жизнь.

Учитель литературы.  При всей научной обоснованности фантастические образы этого романа имеют, в первую очередь, художественное и социальное значение. В предисловии к журнальному варианту романа Герберт Уэллс писал: «Для меня ценность этой вещи состоит в том, что от начала и до конца в ней нет ничего невозможного». Попробуем проанализировать роман «Война миров», ответив на следующие вопросы, подтверждая свои ответы примерами из текста.

1.      С чего всё началось?  (просмотр фрагмента фильма)
2.      Что однажды произошло на юге Англии? (гл.1 «Никто не поверил бы…»)
3.      Зачем марсианам понадобилось завоёвывать Землю? (гл.1 «Завоевать новый мир, ближе к Солнцу – вот их единственное спасение от неуклонно надвигающейся гибели…»).
4.      В эту ночь… (гл.1 «Невидимый снаряд был выпущен с Марса на Землю…»).
5.      Встреча с пришельцами (гл.4 «Большая сероватая круглая туша…»; просмотр видеофрагмента – поведение пришельцев).
6.      Поведение людей (гл.5 «…Страх! Страх охватил меня. Это был не просто страх. Это был безотчётный ужас и перед марсианами, и перед окружающим мраком и тишиной… Помню, у меня было такое чувство, точно мной кто-то играет…»).
7.      Сила тяготения?! (гл.7 «…Они еле-еле могут двигаться!»).
8.      Марсиане – глазами человека. (гл.2 «Теперь я разглядел…»).
9.      Люди для марсиан – источник питания (гл.2 «…То, что марсиане предпочитают людей, как источник питания…»).
10.  За две недели оккупации (гл.6,8; видеофрагмент).
11.  Всё объясняет эпилог: гибель марсиан, способность природы самовосстанавливаться (гл.10)
12.  «Может быть, победа над марсианами – только временная. Может быть, им, а не нам принадлежит будущее?»

                                           Обобщение учителей

Учитель литературы.  Произведение Герберта Уэллса «Война миров» - это, прежде всего, произведение художественное. Жанр научной фантастики позволил писателю, а вместе с ним – нам, читателям, заглянуть в будущее и оценить реально то, что с нами происходит сегодня.
Учитель астрономии.  Проблемы цивилизации и нещадной эксплуатации природы, проблемы освоения космоса и «озоновых дыр», проблемы природных катаклизмов, спровоцированных деятельностью человека.  Не марсианам ли уподобляются те, что под маской цивилизации вторгаются на чужие земли в борьбе за «сферы влияния», превращая в развалины и пепел, истребляя и порабощая целые народы.
Учитель литературы. Герберт Уэллс даёт надежду на  спасение человека.
                                                       Спасение – в природе.
                                       Поймёт ли это когда-нибудь человек?!
                                            В природе, а не в цивилизации!

Учитель литературы. Какой планете посвящено наибольшее число фантастических романов, повестей, рассказов? Конечно же, Марсу!
Фантазия писателей усиливала интерес читателей к природе загадочной планеты. Вот некоторые примеры мировой литературы, посвящённые Марсу  (на экране):
А.Богданов. Красная звезда
А.Н.Толстой. Аэлита
Лао Шэ. Записки о кошачьем городе
А.Казанцев. Фаэты
А.Шалимов. Цена бессмертия
В.Михайлов. Особая необходимость
В.Шитик. Последняя орбита
Б.Ляпунов. Мы – на Марсе
Г.Мартынов. Звёздоплаватели (трилогия)
Рэй Брэдбери. Марсианские хроники
Курт Воннегут. Сирены Титана
Г.Уэллс. Война миров (и одноимённый кинофильм в двух экранизациях)
Симмонс. Дэн Гиперион (тетралогия)

Учитель астрономии. Шли десятилетия, менялись методы исследований, накапливались наши знания о природе Красной планеты. Вместо одних загадок появлялись другие. Росло число учёных, стремившихся проникнуть в тайны Марса. Сейчас, в ХХ1 веке, количество загадок Марса не уменьшилось, а, наоборот, возросло.

Подведение итогов урока: оценивание ответов учащихся,  выполнение  индивидуальных заданий,  активного участия в  обсуждении проблем.
                                                                                                    
                                                                                                     Кинбург Л.И. – учитель литературы
                                                                                                      Баранова В.М. – учитель астрономии


Немає коментарів:

Дописати коментар