ТЕМА: Урок
развития речи. Сочинение рассуждение на лингвистическую тему.
Именные части речи.
ЦЕЛЬ: систематизировать знания по темам «Имя существительное»,
«Имя прилагательное», «Имя числительное»:
научить применять эти знания при
сопоставлении частей речи, аргументировать
свои высказывания, строить
рассуждения логично, грамотно, убедительно.
Оборудование к уроку: учебник,
тетрадь для работ по развитию речи, карточки со словами – терминами (на доске),
проектор.
На экране: тема урока,
таблица, план будущего сочинения, термины.
(изображения меняются по ходу урока)
Домашнее задание к уроку:
- повторить морфологические признаки частей
речи;
- в тетрадях для работ по развитию речи
начертить таблицу по заданной форме
и заполнить её.
Тип урока – комбинированный
(развивающий, обучающий).
ХОД УРОКА
І. Оргмомент: подготовка учащихся к уроку (на парте – учебник, тетрадь для
работ по развитию речи с выполненным домашним заданием)
ІІ. Словарная работа: повторение,
работа с карточками – терминами (термины – на экране).
- Какие вы знаете стили речи?
- Что такое текст?
- Какие вам известны смысловые типы текста
(типы речи)?
- Как вы понимаете термин «рассуждение»?
- По какому плану должно строиться рассуждение?
В тетрадях учащиеся делают
записи: тема урока, словарная работа.
Стиль языка
– это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной
жизни.
В каждой из этих сфер
общественной жизни используется своя разновидность литературного языка или
стили литературного языка.
Стили русского литературного
языка: разговорный, официально –
деловой, публицистический, научный, художественный.
Текст – это
ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и
связанных между собой по смыслу и с
помощью разных языковых средств.
Смысловые типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
Рассуждение –
смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление,
факт, понятие.
Рассуждение строится по
следующей схеме:
1.
Тезис
2.
Аргументы,
подтверждающие этот тезис
3.
Вывод
Текст рассуждения строится в
соответствии с разновидностью стиля.
ІІІ. Повторение по домашнему заданию.
Дать определение части речи
на основе домашней заготовки – таблицы:
имени существительному, имени прилагательному, имени
числительному .
(Таблица – на экране. Сверяем.
Делаем сопоставительный анализ
сходства
и различия именных частей речи, выводы и обобщения.)
ІУ. Подготовка к сочинению – рассуждению на тему:
«Сходные
и отличительные признаки именных частей речи»
Определяем стиль будущего
сочинения - сочинение должно быть в
научном стиле. Составление плана будущего сочинения – рассуждения в
соответствии со схемой.
План
1.
Тезис. Что
такое «Именные части речи»? Почему они так называются? Могут ли они
существовать независимо друг от друга?
2.
Аргументы. Сходные и отличительные признаки частей речи:
имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.
- что объединяет сравниваемые части речи?
- что их отличает?
- почему прилагательное принимает те же
категории рода числа и падежа, что и существительное?
- как ведёт себя числительное по отношению к
существительному?
- какую синтаксическую роль выполняет каждая
из этих частей речи?
3. Вывод.
Составление устного сочинения
– рассуждения по плану.
Дополнительная информация:
упр. 414 (используйте словосочетания…),
упр.415
(Начните так…)
Составление устного сочинения
– рассуждения по плану с учётом дополнительной информации.
У. Написание сочинения – рассуждения.
УІ. Оценивание работы учащихся на
уроке: за повторение, за словарную работу, за устные ответы при составлении
таблицы и плана:
При проверке тетрадей
оценивается составление таблицы и сочинение.
Немає коментарів:
Дописати коментар