субота, 1 лютого 2020 р.

Урок развития речи. Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Именные части речи Уроки русского языка


ТЕМА:  Урок развития речи. Сочинение рассуждение на лингвистическую тему.
                                               Именные части речи.
Картинки по запросу "лингвистика"" 
ЦЕЛЬ:  систематизировать знания по темам  «Имя существительное», 
              «Имя прилагательное»,  «Имя числительное»:
              научить применять эти знания при сопоставлении частей речи, аргументировать
              свои высказывания, строить рассуждения логично, грамотно, убедительно.
Оборудование к уроку: учебник, тетрадь для работ по развитию речи, карточки со словами – терминами (на доске), проектор.
На экране: тема урока, таблица, план будущего сочинения, термины.
                                       (изображения меняются по ходу урока)
Домашнее задание к уроку:
                   -  повторить морфологические признаки частей речи;
                   -  в тетрадях для работ по развитию речи начертить  таблицу по заданной форме
                       и заполнить её.
Тип урока – комбинированный (развивающий, обучающий).

                                                                         ХОД  УРОКА

І.  Оргмомент: подготовка учащихся к уроку (на парте – учебник, тетрадь для работ по развитию речи с выполненным домашним заданием)
ІІ. Словарная работа: повторение, работа с карточками – терминами (термины – на экране).
-  Какие вы знаете стили речи?
-  Что такое текст?
-  Какие вам известны смысловые типы текста (типы речи)?
-  Как вы понимаете термин «рассуждение»?
-  По какому плану должно строиться рассуждение?
В тетрадях учащиеся делают записи: тема урока, словарная работа.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.
В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка или стили литературного языка.
Стили русского литературного языка: разговорный, официально – деловой, публицистический, научный, художественный.

Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных  между собой по смыслу и с помощью разных языковых средств.
Смысловые типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение строится по следующей схеме:
1.      Тезис
2.      Аргументы, подтверждающие этот тезис
3.      Вывод
Текст рассуждения строится в соответствии с разновидностью стиля.

ІІІ.  Повторение по домашнему заданию.
Дать определение части речи на основе домашней заготовки – таблицы:
имени существительному, имени прилагательному, имени числительному .
       (Таблица – на экране.  Сверяем.  Делаем сопоставительный анализ 
          сходства и различия именных частей речи, выводы и обобщения.)
ІУ.  Подготовка к сочинению – рассуждению на тему:
                        «Сходные и отличительные признаки именных частей речи»
Определяем стиль будущего сочинения  - сочинение должно быть в научном стиле. Составление плана будущего сочинения – рассуждения в соответствии  со схемой.

                                                                       План
1.      Тезис. Что такое «Именные части речи»? Почему они так называются? Могут ли они существовать независимо друг от друга?
2.      Аргументы.  Сходные и отличительные признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.
-  что объединяет сравниваемые части речи?
-   что их отличает?
-   почему прилагательное принимает те же категории рода числа и падежа, что и существительное?
-   как ведёт себя числительное по отношению к существительному?
-   какую синтаксическую роль выполняет каждая из этих частей речи?
       3.   Вывод.

Составление устного сочинения – рассуждения по плану.
Дополнительная информация: упр. 414 (используйте словосочетания…),
                                                           упр.415 (Начните так…)
Составление устного сочинения – рассуждения по плану с учётом дополнительной информации.
У.  Написание сочинения – рассуждения.
УІ. Оценивание работы учащихся на уроке: за повторение, за словарную работу, за устные ответы при составлении таблицы и плана:
При проверке тетрадей оценивается составление таблицы и сочинение.


Немає коментарів:

Дописати коментар