ТЕМА: Что значит быть воспитанным? (урок развития речи; сочинение –
рассуждение дискуссионного характера)
помочь учащимся в выборе умений
рассуждать, участвовать в дискуссиях,
отстаивать свою точку зрения
доказательно, убедительно, тактично;
помочь учащимся объективно
посмотреть на себя, на товарищей, дать оценку
воспитанности себе и товарищам,
применить понятие воспитанности к
окружающему, к повседневному.
Оборудование к уроку:
проектор, доска, словарь – справочник, схема выступления дискуссионного
характера;
у учащихся – тетрадь для работ
по развитию речи.
Тип урока – комбинированный
(развивающий, обучающий, воспитывающий)
ХОД УРОКА
І. Оргмомент; оформление работы в
тетрадях, сообщение темы урока, цели и задач.
ІІ. Беседа с учащимися (фронтально);
- назовите типы речи;
- в чём различия между повествованием,
описанием, рассуждением;
- назовите композиционные элементы рассуждения
(тезис, доказательство, вывод);
- можно ли в рассуждении опустить один из
композиционных элементов?
ІІІ. Материал для словарно –
семантической работы (на экране слова).
Дискуссия (дискуссионный) - обсуждение какого-либо спорного вопроса
на собрании,
в печати, в частной беседе, спор.
Задание 1: записать слова и определение в тетрадях,
составить предложения с этими словами, выполнить задание, связанное с
повторением, – полный синтаксический разбор этого предложения (один ученик
работает у доски).
Парадокс
(парадоксальный) - неожиданное, своеобразное мнение,
резко расходящееся с общепринятым, на первый
взгляд,
даже противоречащее здравому смыслу. В нём
неизменно присутствует вызов.
Задание 2: предложение на экране, записать его, сделать
пунктуационный разбор предложения, выписать и дать характеристику союзов.
Предложение.
Парадокс заключался в том, что
каждый из нас по-своему доказывал
одно и то же, но трудно было
принять оценку твоей воспитанности,
противоречащую твоей
самооценке.
Задание 3: на экране слова и словосочетания, записать их, ответить на вопросы
- что это за слова и словосочетания,
- в каких случаях
они используются в речи.
Мнение, суждение, взгляд, вряд ли
можно согласиться,
трудно согласиться, я думаю, мне кажется, очевидно, по-моему.
ІУ. Рассуждение дискуссионного
характера на тему: «Что значит быть
воспитанным?»
(учитель предлагает учащимся в ходе дальнейшей работы
использовать в речи слова и словосочетания для большей убедительности своих
высказываний)
1.
Как вы понимаете
само определение «воспитанный человек»?
2.
Приведите примеры
проявления воспитанности.
3.
Дайте оценку
уровня воспитанности своим одноклассникам.
4.
Попробуйте дать
себе оценку с точки зрения воспитанности.
Обобщение учителем
сказанного. Так что же такое
«воспитанность»?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более
глубокое в человеке.
Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому,
деликатным,
тактичным, скромным.
Продолжение беседы с
учащимися.
5.
Как вы понимаете
«внимательный», «деликатный», «тактичный», «скромный»?
6.
К кому в вашем
классе можно применить эти определения все вместе или выборочно?
7.
Быть воспитанным
современно?
Заключительное слово учителя
и фраза на экране.
Воспитанный человек…
Если о вас скажут такое, считайте,
что удостоились высокой похвалы.
У. Составление плана будущего сочинения.
Учитель обращает внимание:
- на композиционные элементы рассуждения,
- предлагает подумать и предложить варианты
вводной части, аргументации, выводов,
- обращает внимание на стиль предстоящего
сочинения, на характерные особенности публицистического стиля,
- напоминает учащимся о культуре оформления
письменной работы: соблюдении абзацев, красной строки.
Учащиеся самостоятельно
составляют план, записывают его в тетради, приступают к написанию сочинения.
УІ. Сочинение.
УІІ. Оценивание работы учащихся:
- повторение,
-
синтаксический и пунктуационный разборы предложений,
- активное участие в обсуждении темы предстоящего
сочинения.
Немає коментарів:
Дописати коментар