неділя, 1 грудня 2019 р.

Риторика. Урок 1_2


                                                              ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ

Уроки риторики спланированы на основе учебной программы, подготовленной Н.Г.Озеровой, Г.А.Михайловской, Л.В. Давидюк, В.И.Стативки, Е.И.Быковой и учебника «Русский язык», 11 класс, для общеобразовательных школ с русским языком обучения (уровень стандарт) под редакцией А.Н.Рудякова, Т.Я. Фроловой, Е.И.Быковой. Киев, изд. «Грамота», 2011 год.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Украины.

                   РИТОРИКА КАК НАУКА И КАК ИСКУССТВО СЛОВА
                                                        
                                                                  УРОК ПЕРВЫЙ

ТЕМА: Риторика как наука и как искусство слова. Из истории ораторского искусства.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с курсом риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию;
познакомить учащихся с ораторским мастерством риторов Древней Греции и
Древнего Рима, объяснить их взгляды на теорию красноречия.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, проектор, словари иностранных слов.

ТИП УРОКА: урок формирования знаний.
                                                                                     
                                                                                      «Риторика – наука о мысли и речи,
                                                                                       учение об убедительной, украшенной,
                                                                                      эффективной и уместной речи,
                                                                                      о воспитании личности через речь»
                                                                                                                                          В.Аннушкин
                                                                        
                                                                       ХОД  УРОКА

І.  Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению раздела русского языка – риторике как науке о мысли и слове. Зачем необходима риторика современному человеку?
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.п.
В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение.  ХХІ век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, т.е. ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а значит, без риторики как науки об искусстве красноречия нам не обойтись.
Риторическое воспитание и образование практически вы получали, начиная с 5 класса, и продолжается оно до окончания школы. Это работа на уроках словесности и литературы, когда вы знакомитесь с единицами речевой деятельности, со стилистикой языка, типами речи, речевыми жанрами и др.
Особая роль риторики как учебного предмета в старших классах состоит в обобщении, совершенствовании и систематизации на новом уровне всех тех знаний и умений, которые были получены прежде. Риторика призвана дать полное представление о риторическом каноне как целостной системе действий на пути от мысли к слову, помочь обрести и совершенствовать умения и навыки анализа, самоанализа и самоконтроля вашего речевого поведения.
                            (На экране - тема урока, эпиграф, основные понятия раздела.)
                                Учащиеся делают записи в тетрадях (с.154 учебника)
                                                   

                                                         Риторика – наука о мысли и речи
ІІ.  Работа с учебником: чтение текста упражнения № 179
Задания:
1.      определить стиль теста, жанр, тип речи, тему и основную мысль;
2.      найти в тексте ответы на вопросы:
- почему люди выражают своё преклонение перед словом?
- как оценивали слово в древности, и как относится к слову наш современник,
   умеет ли пользоваться им?
- какая наука даёт ответ на вопрос: в чём сила воздействия живого слова,
   врождённый ли это дар или результат длительного и кропотливого труда?
3.      прочитать высказывания выдающихся людей и пословицы о слове (упр. 180), дополнить их своими примерами по теме «Слово в жизни человека».
4.      на основе приведённых и подобранных примеров составить и записать
                               «Кодекс речевого поведения»
      (самостоятельная работа учащихся  с последующим прочтением
                                        и комментированием)
5.      лингвистический практикум: пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или предложения со следующими словами  (слова на экране)
      Адаптация, альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг,
      геноцид, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.
                   (полученные примеры учащиеся записывают в тетради
                                              с последующим прочтением)
ІІІ.  Итоги урока.
Возвращаясь к эпиграфу урока:
-  что же такое риторика?
-  почему мы говорили в течение урока о слове?
-  как вы понимаете фразу «воспитание личности через речь»?
ІУ.  Домашнее задание:
всем – упр. 180 – 181; тезисы к статье учебника записать в тетрадь, выделить в тексте ключевые слова и с их помощью подготовить пересказ текста;
индивидуальные задания – подготовить презентацию о создателях теории «подлинного красноречия»  Сократе, Платоне, Аристотеле.
                                                                     
 
                                                                          УРОК  ВТОРОЙ

ТЕМА:  Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:  ознакомить учащихся с ораторским мастерством риторов
                                                                                         Древней Греции и Древнего Рима;
                                  объяснить их взгляди на теорию красноречия;
                     обратить внимание учащихся на особенность древнего ораторского искусства.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты дрвнегреческих и древнеримских риторов, проектор, учебники, тетради.

ТИП УРОКА: применение знаний, формирование умений.

                                                                                        
                                                                            «Риторика – искусство речей»
                                                                                                                                              Горгий
                                                                            «Риторика – искусство управлять умами»
                                                                                                                                              Платон
                                                                      
                                                             ХОД  УРОКА
І.   Опрос учащихся по домашнему заданию
(учащиеся выборочно зачитывают тезисы; используя свои тезисы, делают пересказ)
Слово учителя.
Издревле люди стремились разгадать секреты воздействия живого слова. Врождённый это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы даёт особая наука – риторика. Авторитет этой науки в древности, её влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что Платон её называл искусством управлять умами и ставили в один ряд с полководческим талантом и поэзией.
Термин «риторика»: в греческом языке – retorike – «ораторское искусство,
в латинском – orator, orare  - «говорить», в старославянском – «витийство»,
в русском – «красноречие»  - все эти понятия синонимичны.

Презентация индивидуальных заданий о создателях теории «подлинного красноречия»
                                           Сократе, Платоне, Аристотеле.

ІІ.  Работа учащихся в тетрадях: запись темы, эпиграфов;
1.      Выполнение упр. 182 – отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» записать и выполнить письменно задание.
2.      Вопрос: какое значение для эллинов имела способность человека к красноречию (устно)?
3.      Выразить своё согласие или несогласие с автором (задание №2 к упражнению – письменно с последующим озвучиванием – выборочно).
4.      Чтение статьи учебника «Знаете ли вы, что…» (с. 159)

                                        Лингвистический практикум
Прочитать определения риторики (упр. 184), сравнить и прокомментировать их.
Эпиграфы к уроку – определения риторики, прокомментируйте их (устно).
Выписать из словаря учебника определения терминов «риторика» и «ритор».
«Ритор» имеет два лексических значения, как вы их понимаете.
                               
                                      Практикум начинающего оратора
Чтение отрывка из книги К.С.Станиславского, ответить на вопрос: какие недостатки характерны для нашей речи.
         «Я понял ещё, что все люди,  как в жизни, так и на сцене, говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С у нас звучит как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа».
Учитель: а если прибавить сегодняшний молодёжный сленг, когда литературная речь заменяется придуманными словами и наделёнными своим лексическим значением!

Задания:
 -  по образцу словарной статьи составить собственное толкование лексических значений слов: 
       беспредел, зависнуть, крутой, клёвый, классный, тормозить, тусоваться, кинуть;

-  подобрать и записать аргументы, подтверждающие истинность тезиса:
                «Наверное, можно скрыть своё происхождение, образование и прочее,
                но большинству людей это не удаётся – их выдаёт речь»  (Д.Паркинсон).

ІІІ.  Слово учителя.  Риторика включает два основных раздела: общую риторику и частную риторику. Определение читаем на с.163 учебника. Прокомментируйте эти определения.
                     Так каковы особенности и в чём различия ораторского искусства
                                                  Древней Греции и Древнего Рима?

ІУ.  Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
У.  Домашнее задание:
Всем – упр.185 (прочитать и сделать (письменно) его стилистический анализ;
               объяснить написание выделенных слов.
Индивидуальные задания: подготовить презентацию о риторах России и Украины (Феофане Прокоповиче, М.В.Ломоносове, Г.С.Сковороде)

                                                                   



Немає коментарів:

Дописати коментар