ПОУРОЧНЫЕ
ПЛАНЫ
Уроки риторики спланированы
на основе учебной программы, подготовленной Н.Г.Озеровой, Г.А.Михайловской,
Л.В. Давидюк, В.И.Стативки, Е.И.Быковой и учебника «Русский язык», 11 класс,
для общеобразовательных школ с русским языком обучения (уровень стандарт) под
редакцией А.Н.Рудякова, Т.Я. Фроловой, Е.И.Быковой. Киев, изд. «Грамота», 2011
год.
Учебник рекомендован
Министерством образования и науки Украины.
РИТОРИКА КАК НАУКА И КАК ИСКУССТВО СЛОВА
УРОК ПЕРВЫЙ
ТЕМА: Риторика как наука и
как искусство слова. Из истории ораторского искусства.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с курсом
риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию;
познакомить учащихся с
ораторским мастерством риторов Древней Греции и
Древнего Рима, объяснить их
взгляды на теорию красноречия.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник,
тетрадь, проектор, словари иностранных слов.
ТИП УРОКА: урок формирования
знаний.
«Риторика – наука о мысли и речи,
учение об убедительной, украшенной,
эффективной и уместной речи,
о
воспитании личности через речь»
В.Аннушкин
ХОД УРОКА
І. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к
изучению раздела русского языка – риторике как науке о мысли и слове. Зачем
необходима риторика современному человеку?
В современном обществе
множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики,
политики, науки, образования и т.п.
В условиях возросших
возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХІ век по всем
прогнозам должен стать гуманитарным, т.е. ведущую роль будут играть культура,
духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а
значит, без риторики как науки об искусстве красноречия нам не обойтись.
Риторическое воспитание и
образование практически вы получали, начиная с 5 класса, и продолжается оно до
окончания школы. Это работа на уроках словесности и литературы, когда вы
знакомитесь с единицами речевой деятельности, со стилистикой языка, типами
речи, речевыми жанрами и др.
Особая роль риторики как
учебного предмета в старших классах состоит в обобщении, совершенствовании и
систематизации на новом уровне всех тех знаний и умений, которые были получены
прежде. Риторика призвана дать полное представление о риторическом каноне как
целостной системе действий на пути от мысли к слову, помочь обрести и
совершенствовать умения и навыки анализа, самоанализа и самоконтроля вашего
речевого поведения.
(На экране - тема урока, эпиграф, основные
понятия раздела.)
Учащиеся делают записи в тетрадях (с.154
учебника)
Риторика – наука о мысли и речи
ІІ. Работа с учебником: чтение текста упражнения № 179
Задания:
1.
определить стиль
теста, жанр, тип речи, тему и основную мысль;
2.
найти в тексте
ответы на вопросы:
- почему
люди выражают своё преклонение перед словом?
- как оценивали
слово в древности, и как относится к слову наш современник,
умеет ли пользоваться им?
- какая
наука даёт ответ на вопрос: в чём сила воздействия живого слова,
врождённый ли это дар или результат
длительного и кропотливого труда?
3.
прочитать высказывания
выдающихся людей и пословицы о слове (упр. 180), дополнить их своими примерами
по теме «Слово в жизни человека».
4.
на основе
приведённых и подобранных примеров составить и записать
«Кодекс речевого
поведения»
(самостоятельная работа учащихся с последующим прочтением
и комментированием)
5.
лингвистический
практикум: пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или
предложения со следующими словами (слова на экране)
Адаптация,
альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг,
геноцид,
декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.
(полученные примеры учащиеся записывают в тетради
с
последующим прочтением)
ІІІ. Итоги урока.
Возвращаясь к эпиграфу урока:
- что же такое риторика?
- почему мы говорили в течение урока о слове?
- как вы понимаете фразу «воспитание личности
через речь»?
ІУ. Домашнее задание:
всем – упр. 180 – 181; тезисы
к статье учебника записать в тетрадь, выделить в тексте ключевые слова и с их
помощью подготовить пересказ текста;
индивидуальные задания –
подготовить презентацию о создателях теории «подлинного красноречия» Сократе, Платоне, Аристотеле.
ТЕМА: Ораторское искусство Древней
Греции и Древнего Рима.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ознакомить учащихся с
ораторским мастерством риторов
Древней
Греции и Древнего Рима;
объяснить их взгляди на теорию красноречия;
обратить
внимание учащихся на особенность древнего ораторского искусства.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты
дрвнегреческих и древнеримских риторов, проектор, учебники, тетради.
ТИП УРОКА: применение знаний,
формирование умений.
«Риторика – искусство речей»
Горгий
«Риторика – искусство управлять умами»
Платон
ХОД
УРОКА
І. Опрос учащихся по домашнему
заданию
(учащиеся выборочно зачитывают тезисы; используя свои
тезисы, делают пересказ)
Слово учителя.
Слово учителя.
Издревле люди стремились
разгадать секреты воздействия живого слова. Врождённый это дар или результат
длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы
даёт особая наука – риторика. Авторитет этой науки в древности, её влияние на
жизнь общества и государства были столь велики, что Платон её называл искусством
управлять умами и ставили в один ряд с полководческим талантом и поэзией.
Термин «риторика»: в
греческом языке – retorike – «ораторское искусство,
в латинском – orator, orare - «говорить», в старославянском –
«витийство»,
в русском – «красноречие» - все эти понятия синонимичны.
Презентация индивидуальных
заданий о создателях теории «подлинного красноречия»
Сократе,
Платоне, Аристотеле.
ІІ. Работа учащихся в тетрадях: запись темы, эпиграфов;
1.
Выполнение упр.
182 – отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» записать и выполнить письменно задание.
2.
Вопрос: какое
значение для эллинов имела способность человека к красноречию (устно)?
3.
Выразить своё
согласие или несогласие с автором (задание №2 к упражнению – письменно с
последующим озвучиванием – выборочно).
4.
Чтение статьи
учебника «Знаете ли вы, что…» (с. 159)
Лингвистический
практикум
Прочитать определения
риторики (упр. 184), сравнить и прокомментировать их.
Эпиграфы к уроку – определения
риторики, прокомментируйте их (устно).
Выписать из словаря учебника
определения терминов «риторика» и «ритор».
«Ритор» имеет два лексических
значения, как вы их понимаете.
Практикум начинающего оратора
Чтение
отрывка из книги К.С.Станиславского, ответить на вопрос: какие недостатки характерны для нашей речи.
«Я
понял ещё, что все люди, как в жизни,
так и на сцене, говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов,
букв и потому легко коверкаем их: вместо Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА.
Согласная С у нас звучит как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте
к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и
всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь
человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа».
Учитель: а если прибавить
сегодняшний молодёжный сленг, когда литературная речь заменяется придуманными
словами и наделёнными своим лексическим значением!
Задания:
- по
образцу словарной статьи составить собственное толкование лексических значений
слов:
беспредел,
зависнуть, крутой, клёвый, классный, тормозить, тусоваться, кинуть;
- подобрать и записать аргументы, подтверждающие
истинность тезиса:
«Наверное,
можно скрыть своё происхождение, образование и прочее,
но
большинству людей это не удаётся – их выдаёт речь» (Д.Паркинсон).
ІІІ. Слово учителя. Риторика включает
два основных раздела: общую риторику и частную риторику. Определение читаем на
с.163 учебника. Прокомментируйте эти определения.
Так каковы особенности и в чём различия ораторского искусства
Древней
Греции и Древнего Рима?
ІУ. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
У. Домашнее задание:
Всем – упр.185 (прочитать и
сделать (письменно) его стилистический анализ;
объяснить написание выделенных
слов.
Индивидуальные задания:
подготовить презентацию о риторах России и Украины (Феофане Прокоповиче,
М.В.Ломоносове, Г.С.Сковороде)
Немає коментарів:
Дописати коментар