УРОК
ТРЕТИЙ
ТЕМА: Ораторское искусство в Древней
Руси.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с особенностями риторики Древней Руси,
с
риторами России и Украины.
ОБОРУДОВАНИЕ к уроку: портреты риторов России и Украины, словари
лингвистических терминов.
ТИП УРОКА: применение знаний, формирование учений.
Риторика – это наука или искусство?
ХОД УРОКА
І. Проверка домашнего задания:
-
стилистический анализ текста упражнения;
-
объяснение написания выделенных слов в упражнении.
ІІ. Самостоятельная работа с
упр.186. Задания:
-
прочитать и проанализировать тексты высказываний;
-
сопоставить речи Платона и Цицерона (что в них общего и
чем различаются).
(учащиеся
записывают в тетрадях тему урока
и
делают краткую запись со слов учителя)
ІІІ. Слово учителя по теме урока.
Становление риторики как
науки произошло в Древней Греции в V веке до н.э. и было связано с потребностями
демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском
полисе (городе – государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции
человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами в народном
собрании, в суде, на многолюдних праздниках и дружеских встречах.
Под влиянием греческой культуры
искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне тоже високо
ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли.
В средневековой риторике
господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на
авторитеты становятся основними элементами выступлений.
Древнерусское красноречие рождается на основе
взаимодействия развитой народной устно – речевой традиции и античних,
византийских риторических образцов. Риторика как искусство красноречия
оформилась на Руси с ХУІІ века, а в ХХ веке стала наукой. Лучшие традиции
славянской риторики развивали русские и украинские риторы.
Заслушивание
индивидуальных заданий – презентаций учащихс о
Феофане
Прокоповиче, М.В.Ломоносове, Г.С.Сковороде.
Составление тезисов к риторике Ф.Прокоповича, М.Ломоносова, Г.Сковороды,
Н.Кошанского, Т.Грановского, Ю.Рождественского, В.Аннушкина, И.Стернина (с.166 – 167 учебника).
(Учащиеся формулируют и записывают
особенности риторського мастерства
каждого из них;
прочтение и комментарий к тезисам).
Прокомментировать высказывания
М.В.Ломоносова с точки зрения современных коммуникативных качеств речи (используется раздаточный материал)
1. М.В.Ломоносов рассматривает красноречие как
искусство убеждения, в котором все аспекты воздействия речи оратора на
слушателей имеют значение.
2. М.В.Ломоносов видит в риторике «основу
поэтического и прозаического творчества, учение о формах литературного
красноречия и о формах его театрально – бытовой реализации в звуке и жесте».
3. Украшение есть изобретённых идей пристойними
и избранными речениями изображение.
Состоит в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного.
Творческая работа (в парах): на экране пословицы; прочитать, сделать выводы о
характере русского народного речевого идеала :
-
Язык поит и кормит, и
спину порет.
-
Красна речь слушаньем, а
беседа смирением.
-
Петь хорошо вместе, а
говорить – порознь.
-
Много наговорено, да мало
переварено.
-
Не всякому слуху верь, не
всякую правду сказывай.
-
Кстати промолчать, что большое
слово сказать.
-
От приветливых слов язык
не отсохнет.
На экране - рисунки датського
художника Херлуфа Бидструпа. Учащимся предлагается внимательно посмотреть и
прокомментировать их.
Информация к размышлению:
«Грамматика занимается только словами,
а риторика,
преимущественно, мислями».
Учащимся предлагается прокомментировать данный тезис.
Лексический практикум
Тезис: «Термины ЭТОС, ПАФОС, ЛОГОС –
основное для риторики».
Задание: найти в словаре значение этих терминов и сделать вывод,
подтверждающий тезис.
Вывод: этос создаёт условия для
речи, пафос – источник создания смысла
речи, а логос – словесное воплощение пафоса на основе этоса. Потому что:
этосом принято называть те условия,
которые получатель речи предлагает её создателю;
пафосом принято называть намерение, замысел
создателя речи, имеющего цель разить перед получателем определённую и
интересующую его тему;
логосом принято называть словесные
средства, использованные создателем речи при реализации замысла речи.
ІУ. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся, презентаций.
У. Домашнее задание: пользуясь
приложеним №6 учебника ( с.275 ), выбрать тему проекта по данному разделу,
подготовиться к выступлению перед классом.
Тематическое оценивание учащихся по
следующим видам работы:
-
«Кодекс речевого поведения»,
-
индивидуальные
задания – презентации,
-
выполнение
домашних письменных заданий,
-
заключительные
проэкты,
-
работа на
уроках.
РОДЫ, ВИДЫ И
ЖАНРЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ
ТЕМА: Структурные особенности и различия родов,
видов и жанров ораторской речи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: познакомить
учащихся с родами, видами, жанрами ораторской речи, их структурными
особенностями.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник,
тетрадь, проектор.
ТИП УРОКА: урок применения
знаний и формирования умений.
«…основания
красноречия суть страсти,
то есть сила чувства и живого воображения.
Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, -
это склонность ум тронуть, сердце».
ХОД УРОКА
І. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
ІІ. Проверка домашнего задания: заслушивание проектов по одной из выбранных
тем; комментарий; оценку проекта, с точки зрения стилистики, делают учащиеся и
учитель.
ІІІ. Лекция учителя по теме урока.
(Учащиеся
записывают тему урока, составляют краткий конспект по ходу лекции.
На экране
- тема урока и фрагменты лекции.)
Ораторское
искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало ещё более
многообразным в ХХ веке и продолжает дифференцироваться в ХХІ веке.
Есть ещё один особенно существенный аргумент в
пользу классификации красноречия. Это необходимость лучшего понимания
ораторского искусства, а значит дальнейшего его совершенствования.
Существует множество
классификаций красноречия. Самая распространённая из них –
жанрово-тематическая.
Вся риторика античности
делилась на три вида: речи судебные; о
делах общественных, государственных и частных; о делах в народных собраниях и
советах; торжественные.
Позже к традиционным видам
красноречия были отнесены:
торжественная –
речь хвалебная и речь порицающая;
политическая или совещательная – речь убеждающая или разубеждающая;
судебная –
речь, защищающая и обвиняющая.
(чтение статьи
учебника – «Знаете ли вы, что…»)
В Новое время к традиционным
видам красноречия добавились академическое,
деловое, публицистическое.
Теория современной риторики,
в зависимости от содержания и условий высказывания, выделяют такие роды (виды)
и жанры красноречия:
социально – политическое, академическое,
судебное,
социально –
бытовое,
духовное или
церковно – богословское.
(чтение
статьи учебника – с. 172 – 173)
ІУ. Работа с текстами учебника.
1.
Чтение упр. 189
«Капля росы». Ответить на вопросы:
- какое отношение автора к изображаемому?
- к какому стилю речи можно отнести данный
текст?
- определить его стилистическую функцию.
2.
Учащиеся слушают отрывок из речи Иоанна Златоуста (упр.190), определяют
род и жанр речи.
3.
Чтение отрывка из речи Дж. Байрона в палате лордов при
обсуждении закона о смертной казни для разрушителей станков (упр.191). Ответить
на вопросы:
-
как можно охарактеризовать эту речь с точки зрения рода, вида и жанра?
-
вспомнить материал из учебника истории: был ли принят обсуждаемый закон?
4.
Самостоятельная работа с упр. 192: прочитать текст; выписать положения
речи
П.Столыпина, которые актуальны и
сегодня; прокомментировать свои суждения.
Тренинг начинающего оратора
Составить самостоятельно смысловые
схемы и разработать смысловые эскизы для речей с центральными терминами: богатство, бескорыстие, злоба, зависть,
ссора, мечта, дружба.
Для каждой речи сформулируйте тему.
Примите участие в конкурсе хвалебных речей.
(Работа
в группах: каждая группа путём жеребьёвки выбирает животное,
например,
мышь, ежа, лягушку, ужа, и ему посвящает хвалебную речь.)
При оценивании учитывается
соответствие жанру речи, оригинальность формы, выразительность исполнения,
юмор.
У. Заключительное слово учителя по теме урока.
Учащимся предлагается
рассмотреть рисунки датского художника Х.Бидструпа, спроектированный на экран,
и ответить на вопрос: над чем смеётся
художник.
Учитель обращает внимание
учащихся на эпиграф к уроку и предлагает
его прокомментировать.
УІ. Оценивание работы учащихся на уроке: проектных заданий, участие в конкурсе хвалебных речей, работы на
уроке.
УІІ. Домашнее задание: упр.193 (1 и 3
задания – устно, 2 – письменно)
Немає коментарів:
Дописати коментар