УРОК ВОСЬМОЙ ТЕМА: Контрольная работа
(тест)
ЦЕЛЬ: проверка знаний и
навыков учащихся по темам
«Риторика как наука и как искусство слова»,
«Роды,
виды и жанры ораторской речи»;
воспитывать потребность в
практическом использовании языка в различных сферах деятельности, в последующем
самообразовании.
ОБОРУДОВАНИЕ: тестовые
задания.
ХОД УРОКА
Выполнение тестовых заданий.
ВАРИАНТ 1-й
а) Древняя
Греция б) Древний Рим в) Россия
2.
Укажите основателей риторики
а) Аристотель б) Цицерон в) софисты г) Ломоносов
3. Продолжите предложение, выбрав
правильный вариант:
Оратор – это…
а) человек, произносящий речь б) политик в) человек, изучающий риторику
4. Вставьте пропущенное слово в
предложение.
Риторика – филологическая наука,
обозначающая отношение… к слову.
1.
К основным
законам риторики не относится закон…
а)
гармонизирующего диалога б)
удовольствия
в)
эмоциональности речи
г) краткости
6. Мнение о том, что оратор должен
чётко определить предмет речи. Познать о нём истину, познать души людей, для
которых предназначена речь, принадлежит…
а) Платону б) Демосфену в) Аристотелю г) Цицерону
7. Аргумент – это…
а) высказывание, служащее для
обоснования тезиса;
б) бесспорное доказательство;
в) доказательство.
8. В споре каждая сторона преследует
три цели: оправдание своих мыслей, опровержений тезиса противника и…
а) самоутверждение б) осведомление в) рассуждение г) победу
9. Напишите речь – рассуждение на тему
: «Не стыдно знать, стыдно не учиться».
Оценка тестовых заданий – 12 баллов, в том числе речь – рассуждение - 4б.
ВАРИАНТ 2-й.
1.
Риторика относится к наукам…
а) философским б) лингвистическим в) гуманитарным г) филологическим
2. Основоположником
риторической науки считается…
а)
Аристотель б) Сократ в)
Демосфен г) Гораций
3.
Автором первого русского учебника по риторике был…
а) Рижский И.С. б) Мерзляков А.Ф. в)
Ломоносов М.В. г) Сперанский
М.М.
4.
Антитеза – это…
а) спорное утверждение
б) противопоставление одного предмета другому
в) тезис оппонента
5. В
споре…
а) стороны ищут согласия
б) рождается истина
в) происходит обмен
мнениями
г) выясняется
истинность одного из представленных тезисов
6.
Укажите коммуникативные качества, нарушенные в тексте (2 б.).
а) правильность речи б) ясность речи в) точность речи г) уместность речи
ТЕКСТ (из руководства по
эксплуатации телевизионного приёмника).
Для
повышения качества воспроизведения мелких деталей при приёме чёрно-белого
изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных
фильтров в яркостном канале.
Уменьшение влияния помех достигается применением схемы
автоматической подстройки частоты и фазы строчной развёрстки.
7
Какой раздел
современной общей риторики представляется вам самым актуальным?
8
Напишите речь об
этом, аргументируя причины вашего выбора
(4 б)
Оценка тестовых заданий – 12
баллов.
УРОК
ДЕВЯТЫЙ
ТЕМА: Подготовка оратора к
выступлению.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: повторить
полученные знания по теме «Ораторская речь»;
на практических примерах работы с различными
текстами подготовить учащихся
к ораторскому выступлению перед классом.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник,
тетрадь, проектор, «Толковые словари».
ХОД УРОКА
- из числа учащихся определяется
группа «оратор – оппонент – рецензент»;
- оратор, используя свои тезисы и
конспект, излагает суть вопроса об интеллигентности человека;
- оппонент не согласен с отдельными
положениями в выступлении оратора, либо согласен, но считает недостаточными
аргументы, приведённые оратором;
- рецензент даёт оценку обоим
выступающим с точки зрения построения самого выступления, построения диалога,
убедительности аргументов, правильности речи обоих ораторов
- оценка работы учащихся учителем.
ІУ. Повторение:
- композиция речи,
- общие принципы построения речи,
_ основные структурные части текста.
У. Подготовка оратора к выступлению (работа с упр.209).
1.
Слово
учителя. Представьте, что вас пригласили
на заседание «круглого стола» для обсуждения важных вопросов современности –
морально-этических проблем в обществе. Для подготовки к заседанию ознакомимся с
материалами, предложенными для обсуждения.
2. Знакомство с текстом упр.209 «Вычеркнутый из списков»
(чтение текста вслух).
3. Беседа по прочитанному:
- какое
впечатление произвело на вас содержание текста?
- сможете ли
вы ответить на вопросы, заданные в конце текста?
- покажите
эмоциональную окраску речи в тексте;
-
своеобразие синтаксиса текста;
- приведите
примеры инверсии в тексте;
-укажите
жанр текста, его основную мысль;
- можно ли
утверждать, что данный текст на морально-этическую тему, обоснуйте своё мнение.
(на экране – тема, словарь)
Инверсия –
фигура перестановки, состоящая в нарушении обычного порядка слов.
Идентичный –
полностью совпадающий или точно соответствующий чему-либо.
Работа с упр.210: чтение
текста, определение его темы и основной мысли, сопоставление двух текстов (упр.
209, 210).
Письменная работа. Задания:
- составить и записать в тетрадях вопросы по
текстам двух упражнений, которые учащиеся хотели бы вынести на заседание
«круглого стола»;
- обсуждение их;
- определение основных вопросов, по которым
можно провести дискуссию.
Организационные вопросы:
1.
Выбрать ведущего
и передать ему вопросы для подготовки к дискуссии.
2.
Поручить одному
из участников дискуссии (кроме выступающих) составить вывод, к какому придут
участники «круглого стола» в результате дискуссии.
УІ. Подведение итогов урока.
Психологическое тестирование : «Приятно ли с вами общаться?»
(вопросы теста
розданы на парты)
Задания: провести
взаимопроверку в парах,
провести самооценку,
(ответы; «да» или «нет»).
(ответы
пишутся на листочках и сдаются учителю для обработки данных)
УІІ, Домашнее задание; подготовиться к дискуссии по вопросам
психологического тестирования, обратить внимание на памятку (с.194 учебника)
«Культура речевого поведения».
По толковому словарю определить
и записать в тетрадь следующие термины:
дискуссия, диспут,
полемика, дискуссионный диалог.
УРОК ДЕСЯТЫЙ Урок –
дискуссия на морально – этическую тему
«ТЕМА ПАМЯТИ»
(по вопросам к
текстам упражнений 209 – 210)
ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ: работа над
навыками и умением учащихся нормативно и целесообразно использовать язык в
различных сферах и ситуациях общения;
развитие навыков логически,
грамотно выстраивать свою мысль, глубоко и разносторонне доказывать собственную
точку зрения;
воспитывать культуру ведения
дискуссионного диалога, активную жизненную позицию, чувство патриотизма;
подготовка оратора к
выступлению.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники,
памятка участнику дискуссионного диалога, проектор.
Оформление доски: тема
дискуссии, эпиграф.
Два
чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
ХОД УРОКА
І. Вступительное слово учителя:
- о целях и задачах урока – дискуссии, об
особенностях работы на уроке, о памятках, которые розданы каждому участнику
дискуссионного диалога;
- результаты психологического тестирования;
- проверка домашнего задания – работа учащихся
с толковым словарём;
- ознакомление учащихся с рекомендациями
памяток.
Коммуникативный тренинг: подготовка к проведению диалога на дискуссионную
тему.
Задание: какие из
предложенных высказываний наиболее созвучны с темой урока, сформулируйте
наиболее важные, на ваш взгляд, правила общения, запишите их в тетрадь.
(высказывания - на экране)
Индивидуальное задание
«эксперту»: следить за ходом дискуссии, к её завершению сформулировать вывод, составленный
на основе выступлений.
ІІ. Дискуссионный
диалог «ТЕМА ПАМЯТИ»
(на доске – вопросы дискуссии)
Учитель: на предыдущем уроке
мы выяснили, что оба текста упражнений (209 и 210) объединяет одна тема – тема
памяти. Аргументируйте эту точку зрения.
Упражнение 210 содержит определения самого
термина – память и суждения учёного о значении памяти как нравственн0-этической
категории в жизни человека.
Упражнение
209 построено на воспоминаниях дочери об отце – бывшем фронтовике. Это также
память.
1.
Так что же такое
память?
«Память – одно из важнейших свойств
бытия. Благодаря ей прошедшее входит
в настоящее, а будущее как бы предугадывается
настоящим, соединённым
с
прошедшим.
Память –
преодоление времени, преодоление смерти.
В этом
величайшее нравственное значение памяти».
Учитель: в воспоминаниях
дочери об отце проходит вся жизнь близкого ей человека. Как в воспоминаниях
проходит взаимосвязь «прошлого и настоящего», как предугадывается будущее?
Прошлое фронтовика:
учился на «5», армия, офицерская школа, финская война, Вторая мировая война.
Настоящее фронтовика:
«…я бережно храню фотографии отца, письма и удостоверение № 061522, маленькую
красную книжицу, в которой говорится, что Эстрин Борис Захарович имеет право на
все льготы инвалида войны».
Будущее
предугадывается в равнодушии близких людей, в равнодушии к памяти.
Равнодушие близких:
- родная дочь,
дожив до своих 42-х лет, не знала об отце, что он имел семью до её рождения, и
что его семья погибла при бомбёжке;
- воспоминания
отца о войне она называет «придуманными историями»;
- спустя годы
после войны не родная дочь, а «одна родственница» решила повести на комиссию
для определения инвалидности её отца.
Равнодушие чиновников:
- Фронтовик
умер. В военкомат сообщают по телефону о его смерти.
- «Весёлый
голос штабиста на другом конце провода равнодушно сказал:
«Умер майор
Эстрин? Хорошо. Вычеркнем его из списков».
Учитель: «…вычеркнем из списков» - это просто, а как быть с памятью?
Ваша оценка слов дочери
фронтовика.
(«Наши
дети и внуки должны поимённо знать тех, кто отвоевал у фашистов
право на
жизнь. Неужели мы забудем их, вычеркнем из списков? Неужели?»)
2.
Искренне ли сказано?
А как быть с совестью?
Правомерно ли утверждение
учёного: «Без памяти нет совести»?
Совесть –
это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка
совершённого. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
3.
Вспомните легенду о матери из произведения
Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»
В ней речь идёт о «манкуртах». Помните, кто такие «манкурты»?
(манкурты – это люди, потерявшие память)
4.
В заключение дискуссии обратим внимание на эпиграф к
уроку.
Как вы его
поняли?
5.
Зачитать
последний абзац упражнения № 210.
6.
Зачитать вывод,
составленный «экспертом» по ходу дискуссии на основе выступлений её участников.
Комментарий к
«выводу» делают учащиеся.
ІІІ. Подведение итогов урока, оценивание участия в уроке – дискуссии,
комментарий учителя и учащихся согласно «памятке».
ІУ. Домашнее задание: упр. 211 (письменно 1 и 2 задания, 3 устно)
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ ТЕМА: Публичное выступление.
совершенствовать умения и
навыки анализа структуры публичного выступления;
прививать эстетический вкус;
развивать потребность в
практическом использовании языка в различных сферах
деятельности и в последующем
самообразовании.
«Модель индивидуальной
подготовки к выступлению» и «Риторическое древо».
Эпиграф к уроку:
«Оратор есть тот, кто любой вопрос
изложит со знаним дела, стройно, изящно,
с достоїнством при исполнении.»
Цицерон
ХОД УРОКА
І. Проверка домашнего задания (упр.
211):
-
какое предложение
заключает в себе основную мысль в тексте упражнения «Девочка и море»?
-
назвать основные
признаки данного текста и относительно
самостоятельные его части;
-
какие образные
средства языка, помогающие раскрыть основную мысль текста, вы выписали?
-
чему же
соответствует заголовок: теме или основной мысли текста?
ІІ, Вступительное слово учителя.
Риторика как наука и учебная дисциплина
существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание:
она рассматривалась как красноречие, как особый жанр литературы, как искусство
устной публичной речи.
(учащиеся
оформляют работу в тетрадях: записывают тему и эпиграф урока)
Работа с учебником:
1.
чтение упражнения
224 учебника,
2.
используя эпиграф
к уроку и материал упражнение, сделать вывод: как оратору нужно готовиться к
выступлению.
«Риторическое древо» (на экране схема «Риторического древа»).
Слово учителя. Люди античного мира любили и умели мыслить
образно. Нередко они сравнивали речь автора с деревом, отдельные части
которого: корни, ствол, ветви, листья, цветы – они соотносили с частями
ораторского выступления, полагая, что каждая из частей связана со всеми
другими.
Используя материал упражнения
№ 225, в тетрадях изобразить схему риторического древа и записать значение
каждой её части.
Тренинг. Понятие о реферативном чтении, работа с упражнением №
214 учебника: прочитать текст (вслух), используя справочный материал к
упражнению.
«Модель индивидуальной подготовки к выступлению» (на экране –
схема модели).
1.
Записать и
объяснить каждый из способов:
экспромт, план-конспект, текст,
воспроизведение наизусть.
2.
Чтение статьи
учебника «Знаете ли вы, что…» (с.215 учебника).
3.
Работа с упр. 226
учебника (1 з. – устно, 2 з. – письменно).
4.
Работа в парах с
упр. 227 (устно)
5.
Работа с упр. 228
(задание 2 – письменно)
Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: упр. 229.
Творческое задание: составить
план – конспект по теме «Кумиры молодёжи».
На основе образца (упр. 229)
продумать ответ на вопрос: определяет ли время характер молодёжных кумиров.
Немає коментарів:
Дописати коментар