УРОК ПЯТЫЙ
ТЕМА: Общие принципы, типы и
формы публичных выступлений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ознакомить
учащихся с общими принципами ораторской речи, с типами и формами публичных
выступлений.
«Риторика есть хитрость добро глаголити»
(Из рукописи риторики ХУ11 в.)
устные
задания: варианты планов, ключевые
слова, пересказ;
письменное
задание: пропущенные знаки препинания,
пропущенные
орфограммы.
ІІ. Тренинг начинающего оратора – конкурс
убеждающих выступлений
( Работа с афоризмами в группах: учитывается истинность заявленного
афоризма;
оценивается умение подобрать оптимальную аргументацию,
выразительность речевого оформления, артистизм.)
Афоризмы (на экране):
1.
«Из двух ссорившихся более виноват тот, кто
умнее» (В.Гёте)
2.
«Красноречие есть искусство управлять
умами» (Платон)
3.
«Искусство слова
состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать
всем» (М.Пришвин)
4.
«Красноречие –
это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность
втолковать или внушить ему всё, что нам угодно»
(Ж. Лабрюйер)
5.
«Красноречие – это не что иное, как умение придавать красоту логичным
построениям (Д.Дидро)
6.
«Умение вскользь обронить фразу – один из важнейших секретов
красноречия»
(С.Шамфор)
7.
«Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто
достигаются благодаря красноречию»
(Скилеф)
- назовите человека (политика, деятеля
культуры, журналиста или просто популярную личность), который, по вашему
мнению, обладает выдающимся даром слова;
- какие особенности его речи вам нравятся?
Слово учителя (на экране – тема урока, разделы классической
риторики и их общая характеристика).
Искренность и стремление к общению, как ни
важна их роль, не могут заменить учений. Знаменитый американский актёр прошлого
столетия Джозеф Джефферсон сказал: «Произнести яркую речь – одно дело, а
произнести её ярко – другое». Знание и цель неотъемлемы при приобретении
умений, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор
уподобляется кораблю «без руля и без ветрил».
1.
Оформление записи в тетрадях (тема урока).
2.
Ознакомление
учащихся со статьёй «Разделы классической риторики и их общая характеристика» (чтение, комментарий учителя, запись в
тетрадях).
3.
На экране –
памятка «Чтобы быть хорошим читателем…» (чтение,
комментарий учителя, запись в тетрадях).
4.
Работа с упр.194
учебника:
- чтение
молча;
- основная
мысль текста;
- определить
его стиль, жанр и тип речи;
- авторское
отношение к теме, как автор привлекает внимание читателя;
-
интонационные особенности текста;
- с какой
целью речь в тексте ведётся от первого лица;
- форма речи в
тексте.
(Беседа с учащимися по прочитанному; прочитать текст так,
как будто вы
выступаете перед аудиторией.)
5.
Чтение статьи «Знаете ли вы, что…» (с. 180 учебника), обращая внимание на
интонацию.
ІІІ. Общие
принципы, типы и формы публичных выступлений
Слово
учителя. Существует множество школ, в которых придерживаются различных
принципов публичных выступлений. Универсальных правил построения публичного
выступления не существует. Однако есть общие принципы построения выступления,
которые оратору необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи.
(на экране - основные принципы публичных
выступлений,
типы и формы публичных выступлений;
чтение текста (с.178-179 учебника),
комментарий учителя, запись в тетрадях)
принцип последовательности, принцип усиления,
принцип органического единства, принцип экономии.
Различают следующие типы и формы публичного выступления:
по
частному поводу, в деловой ситуации,
перед большой аудиторией, перед виртуальной
аудиторией.
Закрепление новых понятий:
- объясните, как вы понимаете «принципы, типы
и формы публичных выступлений»;
-
работа с упр.197 (списать высказывания, ответить на вопрос: можно ли эти
высказывания отнести к принципам публичных выступлений?).
У. Оценивание работы учащихся на уроке.
УІ. Домашнее задание: упр. 196 (з.1), 197 (з.2);
Творческие задания: вспомнить
случаи успешного и безуспешного обращения к вам, объяснить мотивы вашего
согласия или несогласия.
УРОК ШЕСТОЙ
ТЕМА:Публичная монологическая и публичная диалогическая
ораторская речь.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: показать и
научить различать публичную монологическую и публичную диалогическую речь.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник,
тетрадь, проектор.
ТИП УРОКА: урок применения
знаний и формирование умений.
ХОД УРОКА
- чтение памятки «Учись учиться», комментарий к
её составлению, ключевые слова памятки, их связь с высказываниями домашнего
упр. 197 два-три ученика);
- творческое домашнее задание (два-три ученика).
ІІ. Публичная
монологическая и публичная диалогическая ораторская речь
1.
Повторение: общие принципы, типы и формы
публичных выступлений.
2.
Работа с упр.
198-199 учебника:
- чтение (молча) упр.198; делимся впечатлениями
от прочитанного с обоснованием своих суждений;
- чтение учителем упр.199; сопоставление
собственных впечатлений и воспоминаний А.Кони;
- что, по вашему мнению, формировало «облик
речи» Ф.Достоевского, являлось важнейшими атрибутами его речевого поведения.
Слово учителя. Человеческая
речь по своей природе диалогична, так как создана для общения: убеждения,
побуждения, получения или дачи информации, выражения отношения, выяснения
истины.
(на экране – тема, учащиеся в тетрадях записывают тему,
определение речи
и форм речи)
1.
Речь, формы речи (с. 181 учебника)
РЕЧЬ – это
форма существования языка, его воплощение, реализация.
Формы речи –
внешняя и внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая.
Работа с упр.200:
- прочитать; найти и выписать предложение, в
котором заключена основная мысль текста;
- выписать высказывание И.Андронникова и с его
помощью ответить на вопрос: в чём отличие устной и письменной речи.
Диалогическая речь (чтение статьи учебника (с.183), работа
с упр. 202 – устно).
Монологическая речь
(чтение статьи учебника (с.184), работа с упр.203 – устно)
Сопоставить тексты упражнений
202 и 203; определить разницу в использовании диалогической и монологической
форм речи.
ІІІ. Закрепление изученного.
Работа с упр. 204: чтение, с
какими жанрами диалогической и монологической речи вы ознакомлены, назовите их.
Работа с упр. 205
(письменно): прочитать монолог героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», выписать
экспрессивно окрашенные слова и выражения, использованные автором, какова их
роль в тексте.
ІУ. Подведение итогов урока,
оценивание работы учащихся на уроке.
У. Домашнее задание: упр. 195 (1з.
– устно, 2з. – письменно).
УРОК СЕДЬМОЙ ТЕМА: Текст и его специфика
как риторского произведения
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: повторить
определение «текста», показать специфику текста ораторского выступления.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник,
тетрадь, проектор.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания:
- пересказать текст упражнения «Чудесное
спасение» от первого лица;
- комментарий учащихся – удалось ли рассказчику
заинтересовать аудиторию интонацией и речью;
- из домашнего задания зачитать примеры
социально-бытового красноречия (юбилейная речь, поздравительная с праздником,
застольная речь);
- комментарий учащихся и учителя к зачитанным
примерам.
Повторение
1.
Что такое текст,
основные признаки текста (с.114-115 учебника)?
2.
Можно ли назвать
упражнение «Чудесное спасение» текстом ответ (ответ аргументировать)?
3.
Что такое «речь»,
формы речи?
4.
К какой форме
речи относятся примеры из домашнего задания?
Слово учителя о композиции
речи, общих принципах её построения (на
экране – тема урока, определения текста и речи; учащиеся оформляют запись в
тетрадях)
Работа с учебником (с.187) –
знакомство с композицией речи, общими принципами построения речи, основными
структурными частями текста.
Работа с упр.207 (задание 1 –
устно):
- чтение текста;
- определение его стиля,
темы, основной мысли;
- определение структурных
частей текста, какова роль композиции в данном тексте;
- какую роль играет
объединение монологической и диалогической форм речи.
Работа с упр.207 (задание 2 –
письменно):
- изложить в виде аннотации
содержание текста (аннотация – краткое
изложение содержания книги, статьи);
- как вы
понимаете выражение «Цель жизни – самый процесс жизни»?
- сформулируйте своё понимание цели и смысла
жизни;
- зачитать аннотацию и свои
суждения по заданной теме.
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: упр.208
(з.1 – письменно, з.2 – устно)
Тематическое оценивание – по следующим видам работы: составление памятки «Учись
учиться», пример социально-бытового красноречия, работа с упр.207 (творческое
задание), работа учащихся на уроке, результаты контрольной работы №1.
Немає коментарів:
Дописати коментар