субота, 14 грудня 2019 р.

Риторика урок 5-7


                                                                   УРОК  ПЯТЫЙ  
ТЕМА: Общие принципы, типы и формы публичных выступлений.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ознакомить учащихся с общими принципами ораторской речи, с типами и формами публичных выступлений.
 ОБОРУДОВАНИЕ к уроку: учебник, тетрадь, проектор.
 ТИП УРОКА: урок применения знаний и формирование умений.
                                                                                   «Риторика есть хитрость добро глаголити»
                                                                                                            (Из рукописи риторики ХУ11 в.)
                                                                         ХОД  УРОКА
 І. Проверка домашнего задания (упр. 193):
                                       устные задания:  варианты планов, ключевые слова, пересказ;
                                       письменное задание: пропущенные знаки препинания,
                                                                                  пропущенные орфограммы.
ІІ.  Тренинг начинающего оратора – конкурс убеждающих выступлений
( Работа с афоризмами в группах: учитывается истинность заявленного афоризма;
оценивается умение подобрать оптимальную аргументацию, выразительность речевого оформления, артистизм.)
Афоризмы (на экране):
1.       «Из двух ссорившихся более виноват тот, кто умнее»  (В.Гёте)
2.       «Красноречие есть искусство управлять умами»  (Платон)
3.      «Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем»  (М.Пришвин)
4.      «Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему всё, что нам угодно»
(Ж. Лабрюйер)
       5.  «Красноречие – это не что иное, как умение придавать красоту логичным  
             построениям  (Д.Дидро)
       6.  «Умение вскользь обронить фразу – один из важнейших секретов красноречия»
             (С.Шамфор)
       7.  «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто
             достигаются благодаря красноречию» (Скилеф) 
 Интерактивный приём -  «Микрофон»:
-  назовите человека (политика, деятеля культуры, журналиста или просто популярную личность), который, по вашему мнению, обладает выдающимся даром слова;
-  какие особенности его речи вам нравятся?
Слово учителя (на экране – тема урока, разделы классической риторики и их общая характеристика).
    Искренность и стремление к общению, как ни важна их роль, не могут заменить учений. Знаменитый американский актёр прошлого столетия Джозеф Джефферсон сказал: «Произнести яркую речь – одно дело, а произнести её ярко – другое». Знание и цель неотъемлемы при приобретении умений, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил».
1.       Оформление записи в тетрадях (тема урока).
2.      Ознакомление учащихся со статьёй «Разделы классической риторики и их общая характеристика» (чтение, комментарий учителя, запись в тетрадях).
3.      На экране – памятка «Чтобы быть хорошим читателем…» (чтение, комментарий учителя, запись в тетрадях).
4.      Работа с упр.194 учебника:
- чтение молча;
- основная мысль текста;
- определить его стиль, жанр и тип речи;
- авторское отношение к теме, как автор привлекает внимание читателя;
- интонационные особенности текста;
- с какой целью речь в тексте ведётся от первого лица;
- форма речи в тексте.
                          (Беседа с учащимися по прочитанному; прочитать текст так,
                              как будто вы выступаете перед аудиторией.)
5.       Чтение статьи «Знаете ли вы, что…»  (с. 180 учебника), обращая внимание на интонацию.
                   ІІІ.   Общие принципы, типы и формы публичных выступлений
Слово учителя. Существует множество школ, в которых придерживаются различных принципов публичных выступлений. Универсальных правил построения публичного выступления не существует. Однако есть общие принципы построения выступления, которые оратору необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи.
                             (на экране - основные принципы публичных выступлений,
                                       типы и формы публичных выступлений; 
       чтение текста (с.178-179 учебника), комментарий учителя, запись в тетрадях)
 Основными принципами публичных выступлений являются:
                               принцип последовательности,  принцип усиления,
                               принцип органического единства,  принцип экономии.
Различают следующие типы и формы публичного выступления:
                  по частному поводу,  в деловой ситуации,
                  перед большой аудиторией, перед виртуальной аудиторией.
Закрепление новых понятий:
  - объясните, как вы понимаете «принципы, типы и формы публичных выступлений»;
  -  работа с упр.197 (списать высказывания, ответить на вопрос: можно ли эти высказывания отнести к принципам публичных выступлений?).
 На экране рисунок Х. Бидструпа. Учащимся предлагается охарактеризовать манеру говорить каждого героя.
 ІУ. Подведение итогов урока: обращение внимания учащихся к эпиграфу урока и предлагается  прокомментировать его.
У.  Оценивание работы учащихся на уроке.
УІ.  Домашнее задание: упр. 196 (з.1), 197 (з.2);
Творческие задания: вспомнить случаи успешного и безуспешного обращения к вам, объяснить мотивы вашего согласия или несогласия.
                                                             
УРОК ШЕСТОЙ
ТЕМА:Публичная монологическая и публичная диалогическая ораторская речь.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: показать и научить различать публичную монологическую и публичную диалогическую речь.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, проектор.
ТИП УРОКА: урок применения знаний и формирование умений.

                                                                ХОД  УРОКА
 І.  Проверка домашнего задания:
-  чтение памятки «Учись учиться», комментарий к её составлению, ключевые слова памятки, их связь с высказываниями домашнего упр. 197 два-три ученика);
-  творческое домашнее задание (два-три ученика).
 ІІ.  Публичная монологическая и публичная диалогическая ораторская речь
1.       Повторение: общие принципы, типы и формы публичных выступлений.
2.      Работа с упр. 198-199 учебника:
-  чтение (молча) упр.198; делимся впечатлениями от прочитанного с обоснованием своих суждений;
-  чтение учителем упр.199; сопоставление собственных впечатлений и воспоминаний А.Кони;
-  что, по вашему мнению, формировало «облик речи» Ф.Достоевского, являлось важнейшими атрибутами его речевого поведения.
Слово учителя. Человеческая речь по своей природе диалогична, так как создана для общения: убеждения, побуждения, получения или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины.
                      (на экране – тема, учащиеся в тетрадях записывают тему,
                                                 определение речи и форм речи)
1.       Речь, формы речи (с. 181 учебника)
РЕЧЬ – это форма существования языка, его воплощение, реализация.
Формы речи – внешняя и внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая.
Работа с упр.200:
-  прочитать; найти и выписать предложение, в котором заключена основная мысль текста;
-  выписать высказывание И.Андронникова и с его помощью ответить на вопрос: в чём отличие устной и письменной речи.
Диалогическая речь (чтение статьи учебника (с.183), работа с упр. 202 – устно).
Монологическая речь (чтение статьи учебника (с.184), работа с упр.203 – устно)
Сопоставить тексты упражнений 202 и 203; определить разницу в использовании диалогической и монологической форм речи.
ІІІ.  Закрепление изученного.
Работа с упр. 204: чтение, с какими жанрами диалогической и монологической речи вы ознакомлены, назовите их.
Работа с упр. 205 (письменно): прочитать монолог героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», выписать экспрессивно окрашенные слова и выражения, использованные автором, какова их роль в тексте.
ІУ. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
У.  Домашнее задание:  упр. 195 (1з. – устно, 2з. – письменно).
                                                               
УРОК  СЕДЬМОЙ ТЕМА: Текст и его специфика как риторского произведения

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: повторить определение «текста», показать специфику текста ораторского выступления.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, проектор.

                                                                       ХОД  УРОКА

Проверка домашнего задания:
-  пересказать текст упражнения «Чудесное спасение» от первого лица;
-  комментарий учащихся – удалось ли рассказчику заинтересовать аудиторию интонацией и речью;
-  из домашнего задания зачитать примеры социально-бытового красноречия (юбилейная речь, поздравительная с праздником, застольная речь);
-  комментарий учащихся и учителя к зачитанным примерам.

Повторение
1.      Что такое текст, основные признаки текста (с.114-115 учебника)?
2.      Можно ли назвать упражнение «Чудесное спасение» текстом ответ (ответ аргументировать)?
3.      Что такое «речь», формы речи?
4.      К какой форме речи относятся примеры из домашнего задания?

Слово учителя о композиции речи, общих принципах её построения (на экране – тема урока, определения текста и речи; учащиеся оформляют запись в тетрадях)
Работа с учебником (с.187) – знакомство с композицией речи, общими принципами построения речи, основными структурными частями текста.
Работа с упр.207 (задание 1 – устно):
- чтение текста;
- определение его стиля, темы, основной мысли;
- определение структурных частей текста, какова роль композиции в данном тексте;
- какую роль играет объединение монологической и диалогической форм речи.
Работа с упр.207 (задание 2 – письменно):
- изложить в виде аннотации содержание текста (аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи);
- как вы понимаете выражение «Цель жизни – самый процесс жизни»?
 - сформулируйте своё понимание цели и смысла жизни;
- зачитать аннотацию и свои суждения по заданной теме.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: упр.208 (з.1 – письменно, з.2 – устно) 

Тематическое оценивание – по следующим видам работы: составление памятки «Учись учиться», пример социально-бытового красноречия, работа с упр.207 (творческое задание), работа учащихся на уроке, результаты контрольной работы №1.

Немає коментарів:

Дописати коментар